Новости Одессы и Одесской области

Что может одесская почта?

И.о. директора Одесской дирекции Украинского государственного предприятия «Укрпочта» Сергей ЯщукНа прошлой неделе свой профессиональный праздник отмечали работники радио, телевидения и связи. Мы поздравляем всех, кто причастен к этим отраслям. А поговорить сегодня хотим о почтовой связи. Почему именно о почтовой связи, а не о «кухне» теле- или радиостудий? Да простят нас наши коллеги-медийщики, они и так всегда на виду или на слуху. Из этой троицы самые незаметные — связисты. Незаметные, но очень важные.

В эпоху торжества технологий многие привычные прежде профессии исчезают. Но даже новая техника и компьютеры, роботы, умеющие быстро сортировать тысячи писем и открыток, не смогли перечеркнуть необходимость почтового работника, его востребованность. О буднях и проблемах почтовиков мы беседуем с и.о. директора Одесской дирекции Украинского государственного предприятия (УГППС) «Укрпочта» Сергеем Владимировичем Ящуком.

— Что сегодня представляет собой одесская почта?

— Почта Одесчины — это большой и слаженный механизм, который неустанно развивается и находит новые возможности для улучшения почтовой связи на всей территории региона. Ежегодно наши сотрудники обрабатывают 12 млн. писем и 167 тыс. посылок, выдают пенсий на 4 млрд. грн., ежедневно доставляют около 1 млн. газет.

Каждый день для потребителей области открывают двери 630 отделений связи, в том числе 481 в селах. Одесская область по территории одна из наибольших в Украине, занимает 5,5% ее территории. В области насчитывается 1 тысяча 177 населенных пунктов, 674 из них до 500 человек; в остальных от 50 до 100 человек.

— Очевидно, что такая специфика отрицательно сказывается на рентабельности?

— Действительно, рентабельность составляет 0,6%. Сказывается разветвленность населенных пунктов области, их малонаселенность, другие трудности. В их числе и плохая освещенность населенных пунктов, необеспеченность безопасными условиями работы… Да если бы только это! Серьезной проблемой для почты являются плохие дороги, а ведь на маршруты ежедневно выезжает 123 автомобиля, которые преодолевают более 16 тысяч 581 км в день. Общая протяженность доставочных участков 27 тысяч 555 км. В среднем почтальон за день проходит от 3 до 21 километров. Хорошо, если есть велосипед…

Для меня, как для руководителя, отделение связи в Матроске, Приморском или Фурмановке так же важно, как и в Одессе на Садовой. А ведь нередко в глубинку надо отправить машину, иногда с одним единственным письмом или газетой, но мы их обязаны довезти. Там живут такие же люди, но там востребовано неизмеримо меньшее количество услуг, чем в городе. Эти отделения просто не могут быть прибыльными! А «Укрпочта», как национальный оператор, обязана выполнить свои социально-значимые обязанности. Мы, по сути, в оказании многих услуг, особенно в сельской местности, выступаем донорами.

— Почему возникли такие проблемы?

— Большинство почтовых проблем возникло по той же причине, что и проблемы других отраслей, созданных в СССР в расчете на государственное финансирование. К сожалению, со времени создания «Укрпочты» ей досталась морально и физически устаревшая инфраструктура. Государственных дотаций почти не было, а собственных средств на ее модернизацию было недостаточно.

Лишь в последнее время Генеральная дирекция УГППС «Укрпочта» предприняла активные шаги к изменению ситуации. При поддержке Министерства инфраструктуры Украины подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, касающихся важных аспектов деятельности предприятия. В частности, речь идет о регулировании рынка письменной корреспонденции, государственной поддержки почты в вопросах подписки и др. Приоритеты развития почты были определены в Стратегии развития «Укрпочты» на предстоящие пять лет, которая недавно была представлена на IV Всеукраинском форуме почтовиков. Но самым актуальным вопросом стал поиск внутренних ресурсов для развития.

Помимо уже традиционных услуг, появились и новые услуги— По вашему мнению, в чем они кроются?

— По данным Всемирного почтового союза, почтовые администрации многих стран, таких, как Франция, Италия, Германия, Нидерланды, пошли по пути развития дополнительных услуг. Вот и одесская почта целенаправленно работает над расширением их спектра. В качестве инструмента для повышения рентабельности используем такие статьи, как оказание рекламных услуг, курьерская доставка, торговля лотерейными билетами, заказ железнодорожных и авиабилетов и др. А вот еще одна услуга, которая становится все более популярной среди клиентов почты. Оформить кредит наличными клиенты могут не только в отделениях «Дельта Банка» — кредитный продукт «Готівочка» выдается в 21 отделении почтовой связи.

Активно развиваются услуги по приему оплаты за коммунальные платежи и электроэнергию, телекоммуникационные услуги. По-прежнему популярны такие услуги, как пересылка международных электронных переводов в иностранной валюте, конвертирование материалов, торговля по каталогам, в частности, бытовой техникой фирмы «Сатурн» и др.

Новый виток развития получила филателия, особенно детская. Популярностью пользуется проект «Власна марка». Персонифицированная марка с собственным портретом, изображением родных и близких, логотипом или товарным знаком фирмы, организации стала не только предметом коллекционирования, а и оригинальным филателистическим и индивидуальным сувениром.

Стратегическим направлением стала работа с корпоративными клиентами. Проводится анализ бизнес-пространства на потребность в почтовом обслуживании. Расширяются контакты с банками, медиа холдингами, туристическими компаниями, Интернет-магазинами и др.

К стратегическим относится и пилотный проект «Административные услуги: упрощенный доступ через почту», который у нас в области стартует с 1 января 2013 года. На базе почтовых отделений будут созданы центры по предоставлению населению административных и социальных услуг, работающие по принципу «Единого окна».

— Можете ли вы рассказать о каких конкретно услугах идет речь?

— Имеются в виду: выдача ордера на удаление зеленых насаждений, выдача акта обследования земельного участка на наличие зеленых насаждений; присвоение почтового адреса объектам недвижимого имущества (помещению в случае реконструкции нежилых помещений, объединения жилых помещений в одно; зданиям в случае, если строительство не завершено, признании права собственности на объект недвижимости по решению суда и т.п.); установление статуса и выдача удостоверений (родителей и ребенка из многодетной семьи, участника войны, инвалида войны, ветерана труда, детей войны и т.п.); получение субсидии на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, приобретение твердого и сжиженного газа (выдаются органами управления труда и социальной защиты населения) и др. В ходе реализации проекта этот перечень будет расширяться.

Для реализации пилотного проекта предусмотрена и определенная технология: клиент должен будет отправить оформленный пакет документов, необходимый для получения документа в рамках административных услуг, а затем получить конечный документ (также через почтовое отделение). Целью проекта является создание для клиентов наиболее оптимальных условий доступа к админуслугам с максимальной прозрачностью и легкостью получения результата. Именно такую задачу ставит перед властями Президент Украины Виктор Федорович Янукович.

Я осознаю, какая ответственность лежит на почтовиках в связи с реализацией этого проекта. В то же время хочу подчеркнуть, что без реальной поддержки властей нам будет трудно осуществить задуманное. Надеюсь, что опыт накопленных деловых контактов в свете уже упомянутого Меморандума будет содействовать реализации проекта.

— Что мешает предприятию обеспечивать более высокие темпы наращивания доходов?

— Таких факторов немало. Часть из них я уже называл. Отмечу еще некоторые. Ныне, например, наметилась тенденция падения подписки печатных изданий. Из-за низкой рентабельности этой услуги мы не покрываем затрат. Стоит ли удивляться, что конкуренты почты по распространению печатных изданий, а их на одесском рынке больше сотни, закупили самые «жирные» куски. У них больше маневров для регулирования тарифов, а мы работаем по фиксированным ценам. Кстати, по этой же причине мы проигрываем тендеры на подписку даже, если закупку производят государственные структуры, например, вузы.

Еще одна проблема – аренда помещений для отделений почтовой связи. На сегодня она колеблется от 1 до 950 гривни, что ведет к потерям.

— По вашему мнению, обязана ли почта самостоятельно нести такую большую социальную нагрузку? 

— Думаю, что нет. По крайней мере, назрела необходимость создания равных условий для участников рынка почтовых услуг. И нынешняя Генеральная дирекция УГППС «Укрпочта» целенаправленно работает в этом направлении.

Кстати, если обратиться к зарубежному опыту, то можно убедиться в том, что даже ведущие, финансово мощные почтовые корпорации мира имеют государственную поддержку, и довольно ощутимую. Несмотря на то, что почта Великобритании — Royal Mail — уже давно действует как прибыльная компания, ее собственных средств не хватает на развитие, и правительство страны ежегодно осуществляет финансовые вливания в почтовую службу. Royal Mail ежегодно получает государственные субсидии в размере 150 млн. фунтов стерлингов на поддержку почтовых отделений в отдаленных районах страны. Правительство Швеции ежегодно выделяет почте 400 млн. крон на содержание сельской сети.

С другой стороны считаю, что многое можно сделать на местном уровне.

Отрадно, что облгосадминистрация и местная власть, органы самоуправления не отстраняются от решения жизненно важных проблем населения, связанных с почтовым обслуживанием. 10 августа этого года был принят меморандум, относительно поддержки областной властью и органами местного самоуправления Одесской дирекции УГППС «Укрпочта» как национального оператора почтовой связи.

Администрация почты обратилась к каждому городскому, поселковому главам райгосадминистраций по вопросу установления минимально-возможной платы за торговые патенты. Власть идет навстречу. Положительный опыт плодотворного сотрудничества накоплен с Коминтерновской, Овидиопольской, Арцизской, Раздельнянской, Белгород-Днестровской райгосадминистрациями и советами. Так, за счет средства сельсовета отремонтированы помещения отделений связи в селах Молодежное, Роксоланы, Каролино-Бугаз, Николаевка. О снижении арендной платы подписано ряд договоров в Саратском, Татарбунарском, Белгород-Днестровском, Килийском районах.

Новое помещение для почты предоставил горисполком города Южного. Горсовет Ильичевска на наши обращения относительно снижения арендной платы за помещения, расположенные в объектах коммунальной собственности, установил символическую плату в одну гривню, что отвечает действующему законодательству.

К сожалению, в Одессе, из-за высокой арендной платы помещений отделений связи почта несет большую финансовую нагрузку, что отрицательно сказывается на рентабельности предприятия. Поэтому мы просим Одесскую мэрию еще раз рассмотреть наши обращения, ведь почта социально ориентированное предприятие. Все горожане заинтересованы в получении качественных и недорогих услуг.

— Как, по вашему мнению, добиться необходимого уровня качества работы дирекции?

День подписчика на одесском Главпочтамте— Если говорить о качестве оказываемых услуг, то хотел бы подчеркнуть, что мы работаем по принципу «клиент всегда прав». На ежемесячно проводимых «Днях качества» в центрах почтовой связи Одесской дирекции УГППС «Укрпочта» тщательно разбирается каждая жалоба, поступившая от потребителя. Официальная статистика в разные месяцы колеблется в сторону увеличения или уменьшения, а в целом даже наметилась тенденция уменьшения жалоб. Но наши маркетинговые исследования показывают — проблема качества предоставления услуг почтовой связи в последнее время уже достигла того критического уровня, когда становится ясно, что надо менять отношения с потребителями. Поэтому мы ставим задачу быть к клиенту ближе.

Постоянно у нас работают «горячая телефонная линия» (15-41), справочная служба ((048) 726-73-77), проводятся «Дни открытых дверей» и «Дни подписчика», улучшились коммуникационные контакты с местными СМИ. Каждый клиент имеет возможность познакомиться с почтовыми услугами на сайте Одесской дирекции УГППС «Укрпочта» в Интернете. Это позволяет всесторонне изучать и учитывать замечания потребителей, разработать систему обобщения предложений и внедрения их в практическую деятельность, осуществлять другие мероприятия по максимальному выявлению неудовлетворенности потребителей.

Так, с 12 по 16 ноября традиционно Одесская дирекция УГППС «Укрпочта» участвовала в проведении Европейской недели качества. В это время в отделениях почтовой связи  проводилось анкетирование потребителей, с целью изучить — удовлетворены ли потребители услугами почты.

— Уже первые дни проведения «недели качества» показали, что есть нарекания по поводу почтовых ящиков. Что вы думаете по этому поводу?

— Нет такого дня, чтобы почта не направляла письма о необходимости ремонта почтовых ящиков в десятки адресов. В центрах почтовой связи даже специальные образцы таких писем разработаны. А что делать, если сегодня почтовые ящики стали притчей во языцех?

Напомню статью 23 Закона Украины «О почтовой связи», в которой говорится, что доставка простых писем, почтовых открыток, бандеролей, периодических печатных изданий или сообщений о поступлении реестровых почтовых отправлений доставляется в абонентские шкафы (абонентские почтовые ящики) адресатов.

Приобретение, установка и содержание в надлежащем виде абонентских почтовых шкафов (почтовых ящиков) осуществляется собственником жилых и административных зданий. Невыполнение требований по поводу размещения абонентских почтовых ящиков освобождает оператора от ответственности за доставку почтовых отправлений.

Проблема не только не решается, а усугубляется с каждым годом. То во время ремонта коммунальщики забывают снятые почтовые секции в подъездах установить. То сами жильцы снимают старые почтовые ящики, дабы не портить ими эстетический вид подъездов… К сожалению, сегодня почти 70% абоншкафов, размещенных в жилищном секторе и многоэтажных домах, требуют ремонта или замены.

С проблемой доставки почты сталкиваются и новоселы. Строители «забывают» устанавливать почтовые ящики. В данном вопросе выход есть. Необходимо включать представителей почты в состав госкомиссий по приему жилья в эксплуатацию, но для этого необходимо законодательное решение.

Естественно, все это сохранности почтовых отправлений никак не способствует. А ведь тайна переписки охраняется самой Конституцией, как и тайна личной и семейной жизни каждого гражданина. Это конституционное право реализовано может быть лишь одним способом: доставкой корреспонденции, как говорится, из рук в руки. Или — в почтовый ящик, где она относительно защищена от любопытных глаз и хулиганских действий.

Одесский почтальон Нина Шульга— Мне приходилось слышать, что, дескать, почтальоны плохо работают из-за низких зарплат. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Одесская дирекция обеспечивает выполнение плановых показателей заработной платы и производительности труда. Но это не значит, что проблем не существует. К сожалению, средняя заработная плата почтовиков сегодня ниже, чем в других областях народного хозяйства. Такая ситуация в целом по Украине. Одесская область, кстати, на седьмом месте по уровню оплаты почтовикам. Хочу подчеркнуть, что зарплата пересматривается в сторону увеличения соответственно действующим нормативным документам.

Оплата труда работников проводится по почасово-премиальной форме. Дополнительно к основной заработной плате, с целью поощрения работников и обеспечения роста объемов предоставленных услуг, Одесской дирекцией  разработаны «Положения к коллективному договору о начислении вознаграждения за предоставленные услуги». В случае расширения спектра услуг, которые предоставляются почтальонами, внедрение новых проектов, обязательно проводится дополнительная выплата комиссионного вознаграждения. Так, каждый почтальон получает дополнительно к зарплате за реализацию: знаков почтовой оплаты, товаров народного потребления, газет в розницу и др. Хорошим стимулом для почтальонов является прием на дому коммунальных платежей у населения. Дополнительные выплаты позволяют почтальонам увеличить среднюю заработную плату.

Хотя работники почты имеют полный социальный пакет, проблемы в социальной защите почтальонов остаются. В Одессе почтальонам приходится передвигаться на городском транспорте. Поэтому возникает необходимость принятия местными органами власти решения о включении почтальонов в перечень льготных категорий на право бесплатного проезда в общественном транспорте. Это позволило бы ускорить доставку почты, пенсий, улучшило условия работы почтальонов.

Для решения вопросов закрепления кадров и других социальных вопросов необходимо выделение социального жилья для почтальонов.

— Что бы вы хотели пожелать коллегам и потребителям почтовых услуг?

— Хочу поблагодарить всех, кто активно участвует в развитии нашего предприятия, вносит свой весомый вклад в построение современного информационного общества. Надеюсь, что и в дальнейшем работники почты будут трудиться одной сплоченной командой, для которой не существует неразрешимых задач и недостижимых целей!

И еще Почтовая служба всегда ассоциируется с государством. Помните фильм Кевина Костнера «Почтальон»? Там люди решили, что государство живо до тех пор, пока работает почта. И начали восстанавливать почтовую связь… Очень хотелось, чтобы «Укрпочта» действительно стала национальным брэндом, которым бы гордились соотечественники.

Лариса БУЛЛО.

Фото: Александр Шепелев


Цифра

От 3 км до 21 км в день в среднем проходит почтальон.

Полезные телефоны

«Горячая линия» «Укрпочты» — 15-41.

Справочная служба «Укрпочты» — (048) 726-73-77.
 

Внештатный журналист

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Аноним
Аноним
11 лет назад

Персонал на почтамте увеличить надо! Очереди большие, особенно при отправке посылок и ценной корреспонденции! Сотрудники работают оперативно и профессионально, но наплыв клиентов все равно больше, чем их физические возможности.

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции