Через несколько лет в одном из предместий Одессы должен вырасти новый жилой массив с населением в 50 тысяч человек. Эта информация взволновала жителей прилегающих районов нашего города, которые и так страдают от перегруженности транспортных коммуникаций. Нет согласия по поводу строительства нового жилого комплекса и между городскими и областными чиновниками.
Что хотят построить?
Проект предусматривает реконструкцию села Мизикевича и застройку района между таировским кладбищем и аэропортом. Общая площадь застройки составит 506,67 гектара. Заказчик – Таировский поселковый совет.
Первая очередь строительства должна быть сдана к 2019 году. Наряду с жилыми домами здесь предусмотрены два детских сада по 240 мест, две школы I-III-й ступеней (в расчете на тысячу учеников каждая), два паркинга по 400 мест, больница и две поликлиники. Также предусмотрено оборудование насосных станций, котельных, пожарных резервуаров.
Вторую очередь жилмассива планируется завершить к 2032 году. Она предполагает постройку 75 многоэтажных домов, трех детсадов, трех школ, больницы и еще ряда объектов социального назначения.
Таким образом, в предместьях Одессы должен появиться жилой массив, сравнимый с таким городом как Белгород-Днестровский (50,5 тыс. жителей).
Городские чиновники возражают
Негативную оценку проекту дали в Управлении архитектуры и градостроительства Одесского горсовета.
– После того, как к нам обратились с письмом о согласовании этого проекта, мы попросили киевский институт «Гипроград» дать по нему экспертное заключение, – говорит начальник управления, главный архитектор города Николай Базан. – Нам ответили, что предусматриваемая численность населения в 50 тысяч человек должна быть обоснована «Проектом планирования территории области» и «Проектом планирования территории Овидиопольского района». Их разрабатывал «Гипроград» и там не прогнозируется такое увеличение населения. По Овидиопольскому району прогноз составляет всего две тысячи человек. Откуда взялись 50 тысяч?
По словам главного архитектора города, к 2031 году прирост населения на 50 тысяч ожидается как раз в Одессе. Но в Генплане города предусматриваются другие территории под застройку жильем. Это жилмассивы «Аэропортовский», «Хаджибеевский», еще ряд площадок.
– В действующем генплане есть раздел планировочных ограничений. В нем указываются факторы, ограничивающие использование территорий, – говорит Николай Базан. – По этому документу, порядка 60% территории планируемого массива накрывается санитарной зоной Одесского аэропорта, Эта зона делится на несколько категорий. Территория, планируемая под жилой массив, накрывается зоной «Г». В ней запрещено размещение жилья, детсадов, школ.
Также, по словам Николая Базана в проекте не учтена трасса «Север-Юг». Она должна пройти через часть территории массива, а в проекте не показана.
– Основываясь на экспертном заключении «Гипрограда», мы написали в службу главного архитектора области письмо о том, что не можем согласовать этот проект, потому что там нарушены базовые градостроительные нормативы, – подытожил Николай Базан.
По-иному считает руководитель Управления регионального развития, градостроительства и архитектуры Одесской облгосадминистрации Наталья Ершова.
– От кладбища жилой массив отделяет 300-метровая буферная зона, — говорит Наталья Александровна. — Здесь расположены гаражи, склады. В пределах границ воздушного коридора аэропорта расположена коммунально-складская зона и зеленая зона общего пользования. По этим вопросам имеется положительное заключение Санэпидемслужбы Одесской области.
По словам Натальи Ершовой, новый массив не увеличит нагрузку на социальную инфраструктуру города. Здесь возводятся свои детсады и школы, на первых этажах жилых домов предусмотрены две поликлиники для взрослых и детей на 350 посетителей каждая. Для подключения к городским коммуникациям уже получены технические условия (ТУ) от всех коммунальных служб города.
– Сегодня не стоит говорить о том, что это та территория, куда будет развиваться город, – говорит Наталья Ершова. – Пусть город утвердит свой Генплан и освоит свои территории – Молдаванку, Ближние Мельницы, все, что аварийное, и все, что уходит под снос.
Новый район за чертой города подключается к инженерным сетям Одессы, мощности которых не бесконечны, например, станции биологической очистки «Южная». Жители массива будут платить за газ, воду и электроэнергию городским службам. Но застройщик массива ничего не заплатит в фонд развития инфраструктуры Одессы. Потому что новый район будет административно подчиняться Овидиопольскому райсовету. Жители района наверняка будут работать в Одессе, учиться в одесских вузах. Таким образом, возрастет нагрузка и на транспортную инфраструктуру города.
Под Одессой будет «Чайна-таун»?
Вот какую версию мы услышали от одного одесского предпринимателя, когда готовили материал о недавних событиях на «Седьмом километре»:
— Мы не сможем конкурировать с китайцами за новые места на «Мылке». У них большая диаспора, денег больше. Для них уже и новый район строят за Таирово.
Учитывая, что Генпланом Одессы для жилищной застройки предусматриваются другие районы, действительно возникает вопрос: кто еще может согласится жить в таком неудобном районе — рядом с кладбищем и в зоне пролета авиалайнеров?