Дистанционное обучение (ДО) – это вид обучения, когда взаимодействие учащихся и преподавателя осуществляется удаленно. При этом учебный контент передается через электронные средства связи, а процесс обучения и взаимодействие обучающегося с преподавателем и между собой происходит интерактивно.
Четыре основных преимущества высшего дистанционного образования:
- Более гибкий график обучения. Возможность и преподавателю и обучаемому выполнять свои функции в удобное для них время, не нарушая, свой рабочий график.
- Нет ограничений по количеству слушателей курса, и квалифицированный преподаватель может охватить гораздо большее число учащихся, чем вместит любая аудитория.
- Решается вопрос расстояния – вы можете находиться в Одессе, а слушать курс российских или, скажем, американских преподавателей.
- Возможность автоматизировать рутинные процессы в обучении.
Также технологии ДО позволяют организовывать и комбинировать учебный курс, регулировать доступ к нему, создавать индивидуальные и групповые планы обучения, проводить тестирование практически любой сложности, осуществлять мониторинг процесса обучения, собирать статистику и вести отчетность.
Основные формы – электронный курс (пакет учебного контента, изучение которого является управляемым), вебинар (веб семинар, запись вебинара, лекции), симуляция (виртуальная среда, имитирующая реальные условия деятельности).
Однако есть несколько «НО!»:
- дистанционное обучение это не панацея и не единственно возможное будущее обучения;
- невозможно обеспечить такой уровень эмоционально контакта, как это происходить при личном взаимодействии ученика и преподавателя;
- самостоятельная работа студентов является основой дистанционного образования;
- внедрение дистанционного обучения требует закупок дорогостоящего программного обеспечения (ПО) и аппаратной части. Можно использовать и бесплатное ПО, но в ряде случаев, расходы, связанные с его адаптацией, могут быть сопоставимы с расходами на закупку коммерческого программного обеспечения.
- дистанционное обучение требует специального штата профильных специалистов. Чем сложнее и интенсивнее становится процесс обучения, чем сложнее технологии используются при разработке вашего контента – тем более многочисленным и подготовленным должен быть ваш штат специалистов.
Можно сделать простой вывод – если вас заинтересовали технологии дистанционного обучения, то не стоит руководствоваться стереотипами. Вероятно, наиболее оптимальным ориентиром для вас будут те процессы обучения, которые вы хотите вынести на дистанцию. А реализация образовательных программ с использованием дистанционных технологий является важным направлением развития любого высшего учебного заведения.