Новости Одессы и Одесской области

Донорская кровь опасна?

Лене — 24 года. У нее высшее юридическое образование, небольшая квартира, любящий муж, чудесный малыш… и гепатит. Три года назад, сразу после родов, Лена пережила операцию. Спасая роженицу от кровопотери, врачи использовали чужую кровь. Два месяца назад Елена узнала, что больна гепатитом С.
Среди тех, кому переливают кровь, если не все, то почти все инфицированы гепатитом, — не удивляется доцент кафедры инфекционных заболеваний Национального медицинского университета Богомольца Ольга Голубовская.
Так что же делать? Неужели использование донорской крови — это действительно такой большой риск?

Коррупция в донорствеПроблема 1: кровавая коррупция

В 2008 году «Свідомо» уже поднимало эту проблему. Мы тогда выяснили, что одна из причин тотального заражения кровикоррумпированная система ее проверки. Оказалось, что крупнейший поставщик тестов для обнаружения вирусов в крови доноров — «своя» компания. Называлась она «Диапроф-Мед». Среди ее учредителей мы нашли сына бывшего главы СБУ и руководителей профильного института имени Громашевского, где и оцениваются тесты. Речь шла о директоре института Викторе Мариевском и заведующем лабораторией вирусных гепатитов Анатолии Гурале. Отзывы со станций переливания крови о качестве тестов были скорее криками о помощи. На одной из станций доля ошибочных результатов составляла 82%.

С тех пор поменялись президент, правительство и четыре министра здравоохранения. Но изменилась ли система проверки крови?

По данным портала тендерных закупок, последний тендер Минздрава на тест-системы для крови на сумму более двух миллионов гривен выиграла компания «НПП «ХиМеК». Она утверждает, что занимается продажей оборудования и материалов для лабораторий и служб крови с 1992 года. Сейчас продает тест-системы от российских производителей: «Диагностические системы», «Вектор-Бест», «АлкорБио» и … уже известного нам украинского «Диапроф-Мед».

Для чего в схеме появился посредник, а точнее, чей это посредник? Ответ на этот вопрос — в Едином государственном реестре предприятий и организаций. Среди учредителей «ХиМеК» в реестре значится Валерий Шеховцов. Он жезаместитель директора «Диапроф-Мед».

Проблема 2: устаревшие технологии

Проблема не только в коррупции при закупке тестов. Сам метод тестирования крови доноров устарел. — Во всем мире кроме этого метода тестирования обязательно используют генотестирование, на уровне ДНК. У нас — нет», — сетует заведующая отделением трансфузиологии в Национальном институте хирургии и трансплантологии имени Шалимова Лариса Вахненко.

Она годами пытается донести до сменяющих друг друга министров одну и ту же мысль: нужны и новый метод проверки крови, и новые требования к донорам.

Есвть недостача доноровПроблема 3: недостаток проверенных доноров-волонтеров

Зачастую наши потенциальные доноры — так называемые группы риска. Вот мы на втором этаже кровь принимаем, а на первом сидят самые разные люди. Они приходят сюда отовсюду и предлагают свои услуги в качестве доноров тем, кто срочно нуждается в помощи. Разумеется, помогают они за деньги. Торгуются прямо на месте. А те, кому срочно нужна кровь, просто не знают, где еще ее можно взять донора, а уж тем более проверенного, надежного, — объясняет Вахненко.

Официально поллитра крови стоит 80 гривен. Но когда кровь нужна срочно, то родственники больного готовы заплатить любую цену. Средняя цена — 300 гривен.

— У нас на кровь смотрят как на товар, хотя развитые страны уже давно пришли к тому, что донорство должно быть бескорыстным, — вздыхает трансфузиолог.

На этом настаивают и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и Совет Европы. Они против платного донорства. По прагматическим соображениямиз-за рисков. Осознавая, что только за здоровую кровь можно получить деньги, зарабатывающие этим люди склонны скрывать свои болезни.

Большинство больных туберкулезом-бездомныеПроблема 4: высокий уровень заболеваемости населения  

Например, только по официальным данным Государственной службы по противодействию ВИЧ/СПИД и другим социально опасным болезням, в Украине насчитывается 33,5 тысячи больных туберкулезом. Значительная часть из них — бездомные. А кровь на туберкулез при этом не тестируется.

Лариса Вахненко утверждает: в 2009-м году им пришлось отказаться от тысячи литров крови, когда в ней нашли ВИЧ. По две тысячи литров крови забраковали из-за гепатита В и сифилиса. В пять раз больше чем от ВИЧ пришлось вылить из-за гепатита С.

— Кровь, которую используют для лечения больных, — опасна, — повторяет специалист.

Государство бездействуетПроблема 5: бездействие государства

Как на сложившуюся ситуацию реагирует Минздрав? Просто разводит руками. Когда мы попросили предоставить официальные данные о том, сколько зарегистрировано случаев инфицирования во время переливания крови, в ведомстве объяснили — такой статистики нет.

Тогда мы — как и три года назад — обратились к людям, которые не собирают данные, но постоянно нуждаются в чужой крови. По последним подсчетам Всеукраинской организации гемофиликов, более 90% людей с этой болезнью инфицированы гепатитом С и В. Именно гемофилики постоянно принимают препараты на основе чужой крови.

И последний штрих к пониманию проблемы. Служба безопасности Украины полностью засекретила всю информацию о крови: сколько доноров существует, сколько крови сдается, сколько проверяется — все эти данные недоступны…
Мария ЗЕМЛЯНСКАЯ, бюро журналистских расследовний «Cвідомо».

Переливание кровиВ Украине первое переливание крови было произведено именно в Одессе в 1922 году. За эти годы благодаря донорской крови были спасены тысячи человеческих жизней. Как говорят медики, после переливания тяжелые осложнения, а тем более заражение какими-либо заболеваниями бывают крайне редко. К тому же, Минздравом запрещены переливания цельной крови, во всех больницах сейчас используются только ее компоненты и препараты — эритроцитарная масса, плазма и другие.

В настоящее время на каждого жителя Одессы приходится 4-5 мл донорской крови при требованиях Всемирной организации здравоохранения 12-15 мл. В основном компоненты донорской крови используются для лечения тяжелых хирургических больных, а также применяются в ожоговых центрах и родильных домах.

— В нашей больнице часто производят переливание компонентов крови, — говорит главный врач Одесской областной детской больницы Валентин Гудзь. — Но за все время, что я работаю, не было ни одного случая заражения детей в нашей больнице.

Как заметил главный врач областной станции переливания крови Валерий Ильченко, на самой станции и в ее отделениях перед тем, как отправить кровь в больницу для переливания, проводится не только врачебный осмотр каждого донора, но и обследование крови. Помимо клинического и биохимического анализов, донорскую кровь проверяют и на ряд инфекционных заболеваний, которые передаются через кровь.

Подробнее читайте в газете «Одесская жизнь» №4.
Скопировано с сайта: Одесская жизнь

Ольга Коцына

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции