Вот уже более сорока лет наш город удается уберечь от эпидемии холеры. Однако мариупольский прецедент заставил Одессу, впервые за последнее время, всерьез подумать о защите от этого опасного кишечного заболевания. Хотя санэпидемиологи вовсю трубят о том, что опасности нет, но при этом начали более активно забирать пробы воды, а на рынках провели внеочередные санитарные дни.
Опасности пока нет
По предварительным данным, причиной холерной вспышки в Мариуполе стали канализационные стоки. Вероятнее всего, произошел несанкционированный выброс нечистот. Оттуда грязь попала в реку Кальмиус, а впоследствии — в море. Всего были госпитализированы оказались четырнадцать человек.
В связи с этим эпидемиологи Одесской области тоже начали проверять наши стоки, а также взяли пробы морской воды. Однако холеры в них не обнаружено.
— По результатам исследования, у нас холеры нет, — заверила заведующая эпидотделом областной СЭС Людмила Красницкая. — Мы всех больных, которые поступают в инфекционную больницу, обследуем на всю кишечную группу: пока все благополучно.
— При холере никогда не бывает высокой температуры, — утверждает главный врач Одесской инфекционной больницы Светлана Лаврюкова. — Заболевание, как правило, начинается с диареи. Это уже дело врача — установить этот диагноз. Но сейчас у нас нет холеры, в противном случае уже объявили бы ограничительные мероприятия.
Горы хлорки и бегство на крышах поездов
Последний раз холера будоражила Одессу в далеком 1970 году, в разгар курортного сезона.
— Всех одесситов поголовно заставляли сдавать анализы кала. Даже выделяли помещения в жилых домах, где сидели врачи и проверяли каждого на холеру, — вспоминает одессит Александр Втюрин. — Отдыхающих на базах отдыха и в санаториях закрывали в обсервация. Они не могли даже выйти в магазин, поэтому я даже как-то бегал по их просьбе за водкой. Некоторые сбегали из города на крышах поездов, ведь людям нужно было вернуться на работу. Зато одесситы ходили на службу исправно — врачи лишь заставляли пить тетрациклин и красное вино.
Многие одесситы хорошо помнят, как город был оцеплен войсками, а выехать можно было только пройдя обсервацию.
— Мы не могли вернуться домой с Каролино-Бугаза. В город никого не пускали, и мы жили лишние несколько недель в палатке на берегу моря. А вот отцу как-то удалось прорваться через оцепление, — рассказывает житель Одессы Владимир Мазур.
В течение нескольких дней на кораблях или поездах, выведенных в степь, проводилась медицинская проверка отъезжающих. Затем под контролем войск, чтобы избежать контактов с непроверенными людьми, вывозили в аэропорт.
— А еще в порту, на рейде, стояли суда, куда вывозили заболевших, чтобы они не сбежали, а сами улицы все время посыпали хлоркой. Дышать было нечем, — говорит местный житель Александр Симоненко.
Азов атакует
Профилактически на базарах провели санитарные дни. Ведь азовская рыба была «объявлена» источником холеры. Но с рынков она не пропала полностью. Правда, продавцы начали скрывать ее происхождение, называя черноморской. Ведь «местная» рыба более безопасна.
— Чтобы холера распространилась, вода в море должна быть теплая, — рассказывает заведующий отделом особо опасных инфекций облСЭС Александр Волков. — А в Черном море она гораздо холоднее.
Холера — это опасное заболевание, но врачи утверждают, что защититься от нее достаточно просто, соблюдая правила личной гигиены.
— Инфекцию можно занести только через рот грязными руками, немытыми овощами, некачественными продуктами, — утверждает Александр Волков.
Кроме того, врачи рекомендуют ограничить купание детей в море. Ведь прибрежная вода насыщена различной микрофлорой, а под воздействием палящего солнца возбудители опасный болезней размножаются с космической скоростью.
Какую рыбу везут из Азова?
- бычок;
- тюлька;
- тарань;
- морской пеленгас;
- камбалу;
- морской судак;
- кефаль;
- осетр.