Пожалуй, единственным
достоинством общественного транспорта в Одессе является то, что он ходит
относительно регулярно. Еще шесть-семь лет назад трамвай или троллейбус можно
было ждать и полчаса, и час. Ныне эти сроки изрядно сократились. Однако на этом
все удобства заканчиваются.
Новыми
комфортабельными вагонами могут похвастаться только те маршруты, которые идут
через центр города, да и то не все.
Основная часть подвижного состава,
напротив, изношена и разваливается на глазах. Ко всему этому в последнее время
на тех одесситов, которые пользуются общественным транспортом, свалилась еще
одна, совсем неожиданная проблема – в городе начали исчезать… трамвайные и троллейбусные остановки.
После многочисленных
гневных писем и звонков в редакцию «Одесская жизнь» решила разобраться, куда же
пропадают железные мини-домики, призванные служить горожанам укрытием от дождя,
снега и зноя на время ожидания трамвая или троллейбуса. Для этого мы
прокатились на общественном транспорте…
Пенсионерам не обязательно
Одним из самых перегруженных людьми трамвайных маршрутов
является 10-й. Он соединяет центр города с Черемушками и проходит через такие
узловые объекты, как «Привоз», Второе Христианское кладбище, Малиновский рынок
и железнодорожный вокзал. Основная масса пассажиров, как правило, пенсионеры.
Сами кондукторы называют свой маршрут «социальным» или «льготным», потому что выручки на нем намного меньше.
Конечная остановка 10-го трамвая – улица Якира. Здесь всегда
собирается много людей, чтобы сесть в опустевший на кольце трамвайчик и занять
сидячие места. Еще не так давно здесь стояла неброская трамвайная остановка,
которая могла укрыть от дождя с десяток человек. Сейчас на ее месте серый
асфальт.
– Я не знаю, это нонсенс какой-то, – жалуется 64-летний
пенсионер Армен Крзоян. – Как можно снять остановку и не сделать новую? Пока
еще тепло, ничего, а как похолодает, что тогда? Я-то мужик, выдержу, а вот
женщин жалко…
Остановки не для всех
По пути следования трамвая мы отмечаем, что в большинстве
мест остановки все же есть, однако чем ближе вокзал, тем их становится меньше.
В Ватманском переулке стоит просто скамейка без навеса. Возле «Привоза» такое скопление
людей, что представить здесь остановку сложно.
Еще одна важная развязка – улица Преображенская. Здесь
останавливается не только 10-й, но еще 3-й и 12-й трамваи. Людей тьма, к тем,
кто ожидает трамвай, подмешиваются десятки одесситов, отправляющихся на поселок
Котовского другими видами транспорта. Непонятно, кому пришла в голову идея
объединить трамвайную и конечную остановки 250-й и 240-й маршруток. Присесть
здесь некуда, на месте остановки – торговые лотки с DVD-продукцией и всяким
бытовым ширпотребом.
– Мне 74 года, я пережила войну, – рассказывает пенсионерка
Людмила Панченко. – Часто приходится ездить на «тройке» в железнодорожную
больницу. Ноги больные, сердце слабое, бывает, стоишь и так плохо становится, а сесть некуда. Я уж не говорю про дождь…
К сожалению, остановки отсутствуют не только на 10-м
маршруте. Аналогичная ситуация возле железнодорожного вокзала, на углу улиц
Космонавтов и Филатова, на 1-й станции Люстдорфской дороги и многих других
местах. А ведь это узловые развязки, на которых скапливается бесчисленное
количество народа. В то же время на Французском бульваре, где курсирует 5-й
трамвай, уже давно возведены красивые и удобные мини-домики под старину с указанием названий улиц. И вагоны здесь, как правило, новые и комфортные.
Между тем городские власти данной проблеме придают статус
временной.
– В настоящий момент идет реконструкция трамвайных и троллейбусных остановок, – говорит начальник отдела пассажирских перевозок
департамента транспортного комплекса горсовета Артем Дубина. – Их внешний вид
не везде будет одинаковым. В частности, в так называемой зоне Порто-Франко они
будут такими, как уже установленные на Французском бульваре и улице Успенской.
Что же касается конкретных сроков, то пока об этом говорить сложно. Могу точно
сказать – город получит новые красивые остановки.
Ростислав Баклаженко