
Бедные, бедные, бедные…
Сохранение системы упрощенного налогообложения позволяет предпринимателям чувствовать себя относительно защищенными перед лицом опасности, исходящей от небывалых доселе полномочий, которые Кодекс даровал налоговым службам в виде внезапных проверок и арестов имущества. Увеличение ставки налога мало кого волновало. Это ведь, по сути, даже не увеличение, а так, индексация с учетом девальвации гривни.
Когда в период предпринимательского «Майдана» телеэфир был заполнен предпринимательскими стенаниями по поводу смены системы налогообложения, я не злорадствовал. Но и жалости к этим «столпам украинской экономики» не испытывал. Почему? Да по многим причинам.
Когда летом 2008 года страну только начала накрывать первая волна кризиса, мелкие предприниматели всполошились. Их «антикризисная программа» сводилась, в основном, к увольнению одного-двух наемных сотрудников, снижению или отсрочке выплаты заработной платы неуволенным. А как же иначе? Мировой кризис на пороге! И хозяевам двух-трех зачуханных лотков пришлось срочно принимать меры. Честное слово, сам наблюдал картину, когда толстопузый дядька-предприниматель объяснял продавщице на лотке, что «…денег сегодня не будет, может быть, только через неделю. А что поделать? В стране кризис…». Это он ей в ответ на вопрос о том, когда будет зарплата.
А давайте еще посмотрим, как платят зарплату наемным сотрудникам наши предприниматели. Всем «по-белому»? А потом, когда работники выйдут на пенсию, им ее будут начислять на основе тех жалких отчислений, которые работодатель платил в Пенсионный Фонд? Если вообще платил – многие ведь работников официально и не оформляют…

Есть такой стереотип американской мечты: лет 20 «вкалывать» в какой-нибудь автомастерской, копить деньги, а потом открыть свою мастерскую, в которой опять «вкалывать» с сыновьями и парой наемных работников, но уже только на себя. Думаю, что это всего лишь сказка. Как создавали свой начальный капитал многие современные предприниматели? С «кидка» работодателя. Работал себе человек год, другой, нарабатывал связи, знакомства, а потом в один прекрасный день увольнялся и уводил с собой клиентов, поставщиков, а порой и часть коллектива. Знакомая картина, правда?
Вот пример. Включаю телевизор, на экране молодая бизнес-леди – модель, писательница, живет в Париже и, вообще, большая умница. Рассказывает, как тяжело ей жилось одной с маленьким ребенком на руках, как начала себя пробовать в модельном бизнесе. А потом решила работать напрямую с заказчиками сама и сама нанимать персонал компании для своих проектов. О том, что все эти съемки, монтажи осуществлялись без ведома руководства и на оборудовании компании – ее работодателя, думаю, понятно и так. Потом, когда все открылось, дамочка уволилась и тут же открыла свое рекламное агентство. Такой вот старт был у этой «молодой, успешной и целеустремленной».
Справедливости ради замечу, что да, есть у нас предприниматели, начинавшие с того, что никого не «кидали», а тащили через границу баулы со всяким барахлом, аж жилы вытягивались. Вот только такое «пролетарское» накопление первоначального капитала не мешает многим из них теперь заниматься жестокой капиталистической эксплуатацией.
Кошка сдохла …
Вот вам две истории.
История первая. На рубеже 19-20 веков в США лицо у капитализма было просто звериное. Оно и сейчас-то не очень. А тогда клыки аж до бровей доставали. И жил в США в то время немец Генри Хайнц. Тот самый, который переработал рецепт китайского соуса «ке-тсиап» и подарил миру кетчуп. С 12 лет он продавал овощи с родительского огорода в местные рестораны и магазины. Овощи были только качественные. Позже, когда Хайнц основал компанию по производству консервов, качество товара, забота о потребителе стали основным законом производства.
В большинстве компаний, производящих консервы в США в начале 20 века начали активно использовать химические консерванты. Потребители часто травились, слепли, порой умирали.
На предприятиях Генри Хайнца царила идеальная чистота, рабочие могли в любое время принять душ, сделать маникюр, посетить парикмахера, каждый день они получали чистый комплект спецодежды. Конечно, в первую очередь, это было продиктовано соблюдением идеальной чистоты при производстве продукции. Однако этим Хайнц не ограничивался. Рабочим строили жилье, у них были довольно высокие, по сравнению с другими предприятиями, размеры заработной платы. Сам Хайнц никогда не гнался за сверхприбылью, сокращая рабочих и урезая им зарплату. Поэтому не удивительно, что во времена Великой депрессии его предприятия выстояли. Сегодня компания Heinz является одним из ведущих мировых производителей фирменных продуктов питания. В США ей принадлежит 60% рынка кетчупа.
История вторая. Пару месяцев назад услышал вот такой рассказ. В селе кошка, очевидно, хотела отпить молока из большой емкости, упала в нее и утонула. На следующий день ее труп вынули, а из молока сделали брынзу. Брынзу продали на «Привозе» под приговорочки «Берить, свиженька коровьяча брынза» и руководствуясь железным правилом, передающимся из поколения в поколение – «Одэса все зъисть».
Вот и малый бизнес у нас такой, наверное, поэтому. Работники крадут у своих работодателей ресурсы, продукцию, материалы, и не прочь схалтурить, если заказчик не очень притязательный. Мотивация – нам не платят, не доплачивают. Работодатели не платят во время, не доплачивают. Мотивация – они все равно там все работают, спустя рукава, и воруют все, что только могут. Замкнутый круг.

Можно считать, что сохранив еще на какое-то время систему упрощенного налогообложения, государство пошло на уступки предпринимателям. Но, думаю, что это не так. Государство дало им время, чтобы пересмотреть свое отношение к ведению бизнеса и сделать выбор: играть ли по новым правилам или прекращать свое дело. Потому, что ТАКОМУ малому бизнесу пришел конец. И даже не потому, что у него не всегда человеческое лицо, а потому, что на налоговые отчисления от ТАКОГО бизнеса государство не может обеспечить социальные выплаты, не может содержать больницы и детские дома.
У государства просто не остается выхода. Или оно будет и дальше «загибаться» или «упрощенке» капут. Да, многим придется свой бизнес закрыть. Или отказаться от получения максимальной прибыли при минимуме затрат и налоговых отчислений, довольствуясь положением мелких лавочников. Не хотите работать в новых условиях? Добро пожаловать в армию работников наемного труда! Хотите мегаприбылей? Создавайте мегакорпорации!
Андрей СОКОЛОВ.



