В этом году исполняется 90 лет роману одесситов И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Роман и окончен был в 1931 году, и впервые опубликован тогда же.
Однажды мы с вами прошлись по одесским следам Ангтилопы-гну и героев романа. «Одесская жизнь» рассказывала о прототипе Остапа Бендера и назвала его «одесские адреса».
А кто был прототипом гусекрада Паниковского? И вообще откуда взялась такая фамилия у Михаила Самуэлевича? Попалась мне однажды информация, что произошла эта фамилия от слова «паника». А вот совсем недавно я столкнулась с совсем другими «сведениями».
Правда это или вымысел, точно сказать не могу. Но история эта довольно интересна, где-то даже загадочна и, как выяснилось после долгих поисков, упоминается во многих источниках.
Более того, немало источников приводит даже фотографию «реального» прототипа Паниковского. И была она… женщиной, носившей фамилию Ковская. Звали ее Микалина. Называли же ее все одинаково — пани Ковская. Вот вам, мол, так и получился Паниковский.
Кто же такая эта одесская пани Ковская? Снимок женщины в черных очках в окружении гусей (!), датированный якобы 1916 годом, встретился мне тоже сразу в нескольких интернет-изданиях.
«Еврейский сайт Украины» тоже передает эту историю — может, байку, может, реальность…
Итак, пани Ковская — «предводитель» банды отморозков, которая в числе прочих в начале ХХ века наводила страх на всю Одессу. Чем занимались? Грабили банки, почты, поезда, инкассаторов, страховые общества. И даже, как рассказывает издание, «захватили однажды часть казны Черноморского флота прямо в море, на эсминце «Честный».
Издание даже приводит некоторые «статистические» и другие любопытные данные деятельности банды под предводительством пани Ковской — «три сотни жестоких циничных ограблений и разбоев за двадцать лет! Преступление на их жаргоне называлось — «ощипать гуся». Визитной карточкой бандитов выступал гусь, которого они оставляли там, где «щипали». На шею птицы пани Ковская собственноручно надевала галстук-бабочку. Разведение гусей было ее самым безобидным увлечением».
Ага, гуси… Животрепещущая для Паниковского тема.
В 1911 году пани Ковская, единственная из преступных главарей Одессы, не подписала конвенцию о разделе города на зоны влияния.
Если вы помните, наш Паниковский тоже был «нарушителем конвенции».
Паниковский в романе притворяется слепым, чтобы подобраться к Корейко. И тут — снова аналогия с пани Ковской. Ее банда практически перестала существовать в 1916 году. Как рассказывает упомянутое выше издание, во время ограбления грузового поезда члены банды убили машинистов. Состав, потерявший управление, врезался в цистерны с хлором. Бандитов накрыло отравой. Большинство погибли. Ковская осталась жива, но ослепла, с тех пор носила черные очки (как на представленном снимке)…
Почему же именно Микалина Ковская стала прототипом далеко не самого «притягательно-обаятельного» героя их романа?
В группе «Киевские истории» на Facebook читаем:
«Финальный вопрос: откуда Ильф и Петров знали Ковскую, и почему они так глумятся над ней в «Золотом теленке» в виде склочного и жадного старика? Петров (тогда еще Катаев) не мог простить ей смерти сестры, ставшей случайной жертвой перестрелки при ограблении бандой банка. А с Ильфом история случилась скорее комичная. В 1913 году он, будучи шестнадцатилетним подростком, пришел лично к Ковской просить, чтобы его взяли в банду. Ильфа тогда пленяла вся эта гангстерская романтика, и больше всего на свете он хотел стать дерзким и независимым героем-налетчиком. Но… Ковская собственноручно отвесила страждущему юноше подзатыльник и выставила на улицу. Оскорбленный в лучших чувствах Ильф тогда пообещал ей: «Вы не знаете меня. Я вас всех еще продам и куплю». И в 1931 году вместе с Петровым исполнил свою клятву».
Вот так, имея «личную неприязнь» к пани Ковской, в будущем Ильф и Петров «отомстили» криминальной предводительнице, создав образ Михаила Паниковского — жалкого и трусливого гусекрада, пытавшегося предать своих же компаньонов…
Байка это или реальность? Или немного и того, и другого?..
Ну а теперь самое время рассказать, где в Одессе «увековечен» наш гусекрад Паниковский. Как мы знаем, в городе нет памятника даже Остапу Бендеру, разве что «исчезнувшие» из Горсада арт-объекты в образе Кисы и Оси, которые теперь «прописались» в мясо-молочном корпусе Нового базара.
Памятник экипажу «Антилопы» вместе с Паниковским мы можем увидеть в Саду скульптур нашего Литмузея.
Образ Паниковского «увековечен» на одной из трансформаторных будок города.
Михаила Самуэлевича с неизменным гусем в руках можно увидеть изображенным на стене в двух одесских двориках: на ул. Старосенной и на Мясоедовской.
И да, памятник Михаилу Самуэлевичу в Украине все же есть — в столице, на ул. Прорезной. То есть, именно там, где, как рассказывал сам Паниковский в романе «Золотой теленок», он притворялся слепым и обворовывал тех, кто помогал ему перейти дорогу…
Фото Марии Котовой; фото пани Ковской — imho.net.ua; фото Паниковскому в Киеве — Kyivmaps.
Сегодня, 26 октября 2025 года, Украина переживает 1341-й день полномасштабной войны. Враг продолжает наносить удары… Read More
Одесская улица Леонова носила имя советского пограничника, погибшего на острове Даманский. Теперь она названа в… Read More
Одесситов предупреждают об ухудшении погоды. По данным Гидрометцентра Черного и Азовского морей, ночью и утром… Read More
Старший матрос Роман Павленко из Раздельной и старший солдат Александр Зайченко из Подольска отдали свои… Read More
С 2021 года в Украине официально действует институт военного капелланства. Священнослужители получили статус военнослужащих и… Read More
Одесситов предупреждают о плановых отключениях света сегодня, в воскресенье, 26 октября 2025 года. Read More
View Comments
Спасибо за статью. История очень интересная, вот только насколько соответствует реальности, это действительно вопрос.