Концерт состоится в рамках в рамках проекта «Симфонические вечера в Одесской опере». Он посвящен 100-летнему юбилею композитора, который в Одессе остался незамеченным.
Исправить ситуацию мечтал главный дирижер Одесской национальной оперы Александру Самоилэ:
— Я жил с этой мечтой. Музыка Шостаковича – редкий гость в Одессе, но сам композитор здесь бывал. В книге «Письма к другу» есть письмо, которое он пишет из Одессы своему другу Исааку Гликману. В нем он рассказывает о своих впечатлениях от города, — рассказал маэстро журналистам во время брифинга.
В концерте прозвучит Концерт для скрипки с оркестром № 1 и Симфония № 5. В скрипичном концерте будет солировать наш земляк Станислав Пронин, который ныне живет в Канаде. Александру Самоилэ пригласил его, потому что считает, что он очень подходит для исполнения музыки Шостаковича — как по исполнительскому стилю, так и по музыкальному мышлению.
Скрипач рассказал, что Шостакович — его любимый композитор, а его дедушка преподавал в Одесской консерватории и был знаком с ним.
— Мой дедушка переписывался с Шостаковичем, а композитор присылал ему ноты. Дедушка неоднократно исполнял этот концерт №1, в частности, в Одессе. Не знаю, играл ли дедушка в Одесском оперном театре, но исполнять любимый концерт в этом красивом зале мне очень приятно, – рассказал Станислав Пронин.
Вообще в Одесской опере музыка Дмитрия Шостаковича практически не исполнялась — за исключением балета «Барышня и хулиган». Поэтому главный дирижер театра очень хотел, чтобы она зазвучала в театре. Ведь творения композитора актуальны и сегодня. Он, по мнению Самоилэ, намного опередил свое время. Хотя, в Европе часто Шостаковича часто не принимают — считают его композитором Кремля. Но это совершенно не соответствует действительности — в 1936 году композитор подвергся гонениям за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). И именно после этого, в 1937-м, он написал свою Пятую симфонию, которая будет звучать в сегодняшнем концерте. Тогда пропагандисты власти считали ее «торжеством сталинской конституции». Но сам автор определил тему симфонии как «становление личности».
— Эта симфония стала тем рубежом, который определил всю дальнейшую жизнь Шостаковича. Потому что дальше он писал кровью, — рассказывает Александру Самоилэ.
В желании исполнять в Одессе музыку Шостаковича маэстро Самоилэ имеет также собственный мотив: его учитель был знаком, дружил, с учителем Александру Самоилэ — Марком Паверманом.
— В 1942 году композитор подарил ему партитуру Пятой симфонии и попросил: «Не трактуйте, ее так, как написано в учебниках и газетах. Играйте так, как я вам скажу». И когда я проходил Шостаковича, учитель мне тоже сказал: я вам доверяю, поэтому я вам расскажу. Я хотел бы поделиться этим знанием. Это нелегко. Потому что выразительность его музыки зашкаливает и ставит очень сложные технические задачи перед музыкантами. Но желание, которое я почувствовал в процессе репетиции от своих музыкантов, мне очень помогало преодолеть трудности. Самое главное то, что за нотами, мы постараемся открыть душу Дмитрия Дмитриевича Шостаковича», – рассказал он.
Фото: автора и Юрия Литвиненко
100-летний юбилей Шостаковича был в 2006 году…