В Одесской опере представили премьеры одноактных балетов «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского и «Болеро» Мориса Равеля прошли без зрителей. Причина - красная карантинная зона из-за вспышки коронавируса.
Каждая премьера в Одесском оперном – событие грандиозное и праздничное. Но жизнь в «красной» зоне в очередной раз диктует свои суровые законы. Премьеры одноактных балетов «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского и «Болеро» Мориса Равеля прошли без зрителей. Остается только надеяться на скорейшее завершение карантинных ограничений. Ведь эти спектакли, без сомнения, станут жемчужинами театрального репертуара.
Поставил спектакли замечательный одесский балетмейстер Георгий Ковтун. Собственно, «Жар-птица» вместе с еще одним его блестящим балетом на музыку Стравинского — «Весна священная» — была представлена ценителям балета еще в 2013 году на фестивале «Бархатный сезон в Одесской опере».
Но время идет – меняется балетная труппа театра, технические возможности танцовщиков. И спектакль решили обновить, сохранив при этом его великолепную сценографию и костюмы (художник-постановщик Станислав Зайцев, художник по костюмам Елена Лесникова) – синтез сказочного золота Хохломы и нарядной утонченности Палеха.
Музыка «Жар-птицы» — пленительна и изыскана, эмоциональна и причудлива. Чтоб исполнить ее во всей полноте, оркестру необходим увеличенный состав духовых инструментов. В результате — в оркестровой яме Одесской оперы всем музыкантам поместиться не удалось. Ударные пришлось разместить в ложах.
К тому же, партитура этого балета Стравинского считается одной из сложнейших. Ее исполнение требует высочайшего мастерства музыкантов. И оркестр Одесской оперы под руководством дирижера Виталия Ковальчука в очередной раз подтвердил свой высокий профессионализм.
Общую концепцию спектакля Георгий Ковтун решил сохранить. А вот хореографию – сделать немного сложнее.
В балете и классическая хореография представлена, и «фирменная ковтуновская» – балетмейстер, традиционно, не привязан ни к какому танцевальному направлению.
Хореографическую линию Кощея постановщик поменял полностью. В предыдущей версии их было двое – один у другого на шее сидел. Сейчас на закорках никто не ездит, но партию сказочного злодея все же исполняют двое танцовщиков. Одному справиться сложно, считает заведующий балетной труппой театра Гарри Севоян, — ведь владыка нечистой силы все время в движении, в прыжке. И коварные Кощеи – Павел Гриц и Денис Черняк – стелятся-крадутся за влюбленными, в гротескном изломе взлетают меж золотыми яблоками, в вихре нечисти нависают гибельным идолом над отважным Иваном-царевичем.
Молодые солисты Даниил Пащук (Иван-царевич) и Анастасия Черняк (Жар-птица) с непривычной хореографией справляются виртуозно.
Царевич – очарованный странник, завороженный чудесным садом с золотыми яблоками. Трепетная и порывистая Жар-птица становится девушкой – нежной и лиричной. Танцовщики, кажется, действительно летают в зачарованном царстве – настолько полетно легка их великолепная техника. В их танце – очарование сказки и беззаветность любви.
Правда, сознаются артисты, что работать над партиями было довольно трудно. И хореография сложная, и танец льется, как музыка, — беспрестанно. Но, вместе с тем — очень полезно.
— После этого балета можно выйти в любой другой, абсолютно спокойно все станцевать и даже не запыхаться, — убежден Даниил Пащук.
Поставить «Болеро» Георгию Ковтуну предложила генеральный директор Одесской оперы Надежда Бабич. И, по словам балетмейстера, за эту идею он благодарен.
— На сегодняшний день во всем мире исчезает характерный танец. Остался он, разве что, в дивертисментной форме. И мне хочется его возродить, вернуть характерный танец на классическую сцену, — поделился постановщик.
30 лет назад он поставил «Болеро» для творческого вечер народных артистов Украины Натальи Барышевой и Михаила Петухова, сейчас – педагогов-репетиторов Одесской оперы. Тогда балет рассказывал о мастере, создавшем статую пленительной девушки Галатеи.
Новый спектакль – история любовного треугольника с открытым финалом.
Прекрасная испанка (Екатерина Бурдик), гадает у зеркала. В нем возникают образы двух мужчин…
Балет – любовная игра лукаво-кокетливой Кармен, не решившей (или не желающей?) назвать избранника. Соперники же рвут страсти в клочья, в танцевальном противоборстве добиваясь сердца красотки. Как и положено в характерном танце, у каждого свой характер: один – сдержанно гордый, ревнивый (Дмитрий Шарай), другой – жизнерадостный и открытый (Владимир Статный). И оба идальго – отточенностью движений, виртуозностью прыжков, благородством поз – просто неотразимы.
— «Болеро» интересно тем, что произведение выстроено на одной теме, на одном ритме, не используя никаких особенных мотивов. Но за счет гениальной оркестровки доводит в финале до экстаза, — отметил дирижер спектакля Виталий Ковальчук.
И, действительно – страсти накалены до предела. И, словно красно-черное пламя, отражает любовный поединок экспрессивный танец кордебалета.
— Впервые для себя я экспериментирую с сочетанием цвета и хореографии, — поделился Георгий Ковтун. — Этот балет – своеобразная симфония костюмов, краски которых разыгрывают собственную историю.
Именно для кордебалета, по словам Гарри Севояна, спектакль невероятно сложен. Ведь в нем задействованы почти 50 человек, у каждого из которых — своя хореография. И на протяжении 20 минут никто не уходит со сцены. Впрочем, и солистам расслабиться в этом спектакле невозможно. И страстный натиск танцевального действа сравнить можно с магическим ритуалом.
В 2013 году Владимир Статный танцевал партию ведущего солиста в «Весне священной». Мечтают возобновить этот спектакль и Георгий Ковтун, и главный дирижер театра Вячеслав Чернухо-Волич. Так что надеемся со временем увидеть на сцене Одесской оперы и этот балет на гениальную музыку Стравинского. И в день премьеры в театре будет аншлаг.
Недавно «Одесская Жизнь» также рассказывала о премьерах двух спектаклей по произведениям Ильфа и Петрова:
На спуске Виталия Блажко стартует строительство новой дренажной системы. В связи с этим с 23… Read More
Мы живем во время исторических событий. 10 лет Революции Достоинства, 20 лет Оранжевой революции, годовщины… Read More
К руководству предприятия обратились сотрудники областной станции переливания крови с просьбой сдать кровь для нужд… Read More
В Одесской области два сотрудника районных территориальных центров комплектования и социальной поддержки продавали военнообязанным отсрочки. Read More
В Пивденном простились сразу с двумя погибшими воинами - солдатом Марковским Игорем Григорьевичем и боевым… Read More
С пятницы, 22 ноября, в Одессе возобновлена работа автобусов № 105 и №105-А по постоянному… Read More