Одесса самостоятельно не сможет справиться с проблемой Хаджибейской дамбы и нуждается в помощи из госбюджета.
Речь об этом шла в ходе совещания по вопросу состояния дамбы Хаджибейского лимана, сообщает пресс-служба Одесского горсовета.
Ураганный ветер 24 февраля нанес удар по сооружению, что привело к подтоплению части прилегающих к дамбе территорий. Пришлось механически откачивать воду из лимана.
В ходе совещания специалисты отмечали, что дамба работает в аварийном режиме с 2003 года. В этот раз от разрушения ее спасло то, что в 2016 году тело дамбы укрепили на наиболее изношенном участке. При больших нагрузках, к которым относится ураганный ветер и сильное волнение вод лимана, есть вероятность того, что дамба не выдержит. Тогда подтопленной может оказаться территория порядка 23 кв. км, а пострадать могут около 30 тысяч человек.
«Если стихия повторится и дамба не выдержит, в зону затопления попадают: нефтеперерабатывающее производство, объекты Одесского морского порта и другие предприятия. А это уже грозит экологической катастрофой», – подчеркнул на совещании мэр Одессы Геннадий Труханов.
Специалисты дали ряд рекомендаций по решению проблемы:
- Понизить уровень воды в Хаджибейском лимане. Как показал опыт, откачка насосами – мера временная. Поэтому необходимо реализовать проект самотечного сброса вод из лимана в море.
- Провести ремонт тела дамбы. Но поскольку дамба длительное время эксплуатируется в аварийном режиме, укрепление дамбы не может гарантировать ее длительную эксплуатацию.
- Наилучшим вариантом специалисты считают строительство новой дамбы.
«Самостоятельно город никогда не справится с этой проблемой. Юридически дамба Хаджибейского лимана является бесхозным сооружением, расположенным на границе города и области. С 2014 года я стучу во все двери, чтобы был определен ответственный орган и проведено укрепление дамбы. Учитывая ситуацию, мы незамедлительно напишем очередное обращение в центральные органы власти. И надеемся в этот раз быть услышанными», – прокомментировал ситуацию Геннадий Труханов.
В мэрии пояснили, что фактически дамба не является классическим гидротехническим сооружением, и по надежности не соответствует необходимому классу капитальности.
Земельная насыпь дамбы сооружалась в 40-х годах прошлого века в аварийном порядке без какого-либо проекта путем отсыпки грунта, песка, камней и других материалов на неподготовленную основу. К тому же, в конце 60-х годов без соответствующих экспертных выводов, дамба преобразована в отрезок автодороги. Движение большегрузных автомобилей осложнило и без того аварийное состояние данного сооружения.
Фото: Одесский горсовет