На инвестиционном форуме «Ильичевский порт. Государственно-частное партнерство. Инвестиции, стратегия, развитие» выступил управляющий партнер юридической фирмы «АНК», адвокат А Н Кифак
В июне 2015 года в городе Одессе состоялся инвестиционный форум в котором приняли участие представители Одесской ОГА, руководство Ильичевского морского торгового порта, а также несколько профсоюзных организаций, эксперты морской отрасли, бизнесмены.
В рамках данного мероприятия с докладом выступил управляющий партнер юридической фирмы «АНК», Александр Николаевич Кифак, который осветил актуальные проблемы развития портов Украины.
Комментарий Александра Николаевича Кифака
В частности, Кифак А Н назвал основные недостатки действующего Закона «О государственно-частном партнерстве». Он отметил, что принятый в 2010 году Закон свел к нулю мотивацию портовых инвесторов к нулю вследствие:
- крайне сложной процедуры заключения договора, включающей необходимость его согласования с Кабмином, обрекающей инвестора на 2-3 года хозяйственного бездействия, влекущей потерю актуальности бизнес-плана, под который затевался проект, и в итоге вынуждающей инвестора ступать в воду, не зная брода;
- отсутствия возможности привлечения кредитов под залог объекта инвестирования в рамках государственно-частного партнерства (поскольку Законом закреплена исключительно государственная собственность на объект и результат инвестирования);
- отсутствия возможности действующих инвесторов перейти на форму государственно-частного партнерства вне конкурса.
Немного о недостатках закона
По мнению Александра Кифака, недостатки Закона «О государственно-частном партнёрстве» могут быть устранены путём ограничения сферы его действия через предоставление органу управления (Министерству инфраструктуры) или самому государственному предприятию полномочий для самостоятельного — без согласования с Кабинетом Министров — заключения инвестиционных договоров при условии, что к частному инвестору не переходит право собственности на результат инвестирования (то есть, на созданный или модернизированный объект инфраструктуры). Если же проект предусматривает переход права собственности на результат инвестирования, то он подлежит согласованию с Министерством или Кабинетом Министров Украины.
Также Александр Николаевич Кифак рассказал о проблемных аспектах реализации договоров концессии в портах Украины.
А.Н. Кифак подчеркнул: «Теоретически концессия — самый подходящий формат для инвестирования в порты (этим и объясняется повышенный интерес к ней в 2013 году), однако устаревшее правовое регулирование концессии в Украине (концессионное законодательство 1999-2000 годов) делает её на практике малопривлекательной в силу коммерческой несправедливости и бюрократической процедуры».