Вчера в Главном управлении милиции Одесской области состоялась пресс-конференция начальника Управления борьбы с киберпреступностью майора милиции Юрия Выходца. Он рассказал о структуре и задачах подразделения и дал несколько дельных советов доверчивым гражданам как уберечься от интернет-мошенников или же не стать жертвой аферистов.
— Основными схемами совершения мошеннических действий с использованием сети Интернет является купля-продажа товаров и услуг путем получения предоплаты, — рассказал правоохранитель. — Мошенник размещает на аукционе, или создает свой интернет магазин, в котором якобы продает различные товары потребительского рынка. Клиенты, перечисляют предоплату за товар, а в итоге — лишаются денег и не получают товар.
Также майор милиции предостерег граждан, которые размещают в Интернете объявления о продаже своих товаров, указывая при этом номер телефона за которым закреплена банковская карточка.
— Заинтересованный якобы покупатель, узнав номер вашей банковской карты, а также имея телефонный номер, впоследствии звонит вам и представляется банковским сотрудником. Он спрашивает, правда ли, что вы ожидаете поступления денежных средств на такую-то сумму, — продолжил руководитель подразделения. – Когда доверчивый гражданин подтверждает получение денег, мошенник уверяет, что ему нужен код банковской карточки для подтверждения операции. В это время его сообщники в одном из банкоматов, есть такое понятие — получение денег без самой карты, имея номер карты и код, благополучно в течение 10-15 минут, снимают с этой карты определенную сумму денег. В итоге потерпевшие вместо прибыли лишаются личных средств на карте.
Начальник УБК порекомендовал не привязывать свою банковскую карту к номеру телефона, который размещают в объявлениях и социальных сетях, так как присутствует еще один вид мошенничества.
— Злоумышленники, зная, что вы являетесь хозяином какой-либо платежной карты, звонят вам с двух-трех телефонов. Сначала они делают вид, что ошиблись номером, затем звонят и сбрасывают. Человек, в силу своего любопытства, пытается понять, кто звонит и перезванивает. Таким образом, создается цепочка принятых и непринятых звонков. Плюс скидывают вам на счет незначительную сумму. Через несколько дней мошенники обращаются к оператору мобильной связи с заявлением о потере карточки, при этом предоставляя всю необходимую информацию для восстановления утерянного номера. Таким образом, восстановив карточку, мошенник получает полное управление вашим банковским счетом, — пояснил Юрий Выходец.
При этом правоохранитель отметил, что в последнее время операторы мобильной связи стали жестче подходить к этому моменту.
Начальник управления борьбы с киберпреступностью акцентировал внимание на том, что если вы заметили какие-то неполадки с карточкой, тем более, если симка привязана к расчетному счету в банке, не ждать, а немедленно обращаться в банк и к оператору мобильной связи для выяснения причины неполадок.
Также он остановился на теме создания финансовых пирамид и агентств по привлечению инвестиций, которые вводят в заблуждение граждан легким заработком и быстрым получением сверхприбыли, путем раскрученной рекламы, где красиво рассказывают, о том, что «…если вы приведете еще 5-10 человек, то получите квартиру, машину и тому подобное. Весной этого года было разоблачено агентство по привлечению инвестиций, которое имело признаки финансовой пирамиды. В ней уже достаточно большое количество потерпевших. На сегодняшний день ведется следствие и устанавливаются лица, причастные к этой преступной схеме».
По завершению пресс-конференции Юрий Выходец ответил на вопросы журналистов и дал советы как и на что обращать внимание во время совершения операций с использованием банкоматов и платежных карт:
— внимательно посмотреть, чтобы на клавиатуре и купюроприемнике ничего не было доставлено или долеплено скотчем;
— стараться при наборе пин-кода закрывать, рукой, сумкой или кошельком вверх, так как злоумышленники могут поставить свою микрокамеру и считывать нужную им информацию, после чего вы можете лишиться денег.
— не передавать платежные карточки при расчетах в магазинах, ресторанах, барах никому из обслуживающего персонала этих заведений. Клиент вправе потребовать для расчета терминал к своему месту.