С первых дней широкомасштабной агрессии россии против Украины была заблокирована работа портов Большой Одессы, и грузы, прежде всего украинское зерно на экспорт, пошли через гавани на Дунае. Погрузка на порт Рени в 2023 году по сравнению с 2021-м увеличилась в 10 раз. Рени, Измаил, Килия не были готовы к значительному увеличению грузопотоков. Отсутствие складских помещений для накопления судовых партий зерна привело к тому, что тысячи большегрузных автомобилей стояли на трассе международного значения М-15. Машины стали, в сущности, составами на колесах.
В первые два года большой войны только в окрестностях города Рени одновременно стояли не менее двух тысяч фур.
Стихийные парковки образовались также на подъездах к Измаилу, к паромной переправе через Дунай Орловка-Исакча, к международному пункту пропуска «Рени».
«Таборы» дальнобойщиков жили на обочинах, без какой-либо инфраструктуры – без туалетов, почти не было мусорных контейнеров. Водители складывали его прямо на обочинах, бросали в камыши и кусты.
В результате такой «жизнедеятельности» трасса М-15 превратилась в сплошную мусорную свалку, а стоянки – в стихийные туалеты.
В марте 2023 года вблизи Рени произошел большой пожар: горели камыш, сухая трава и мусор. Огонь распространялся от трассы в направлении хутора Киргана. Клубы черного дыма свидетельствовали о том, что в камышах было немало пластика.
– Во время пожара пострадало очень много птиц, которые весной гнездятся в кустарниках, – рассказал депутат Ренийского горсовета Алексей Андрианов. – Мы видели, как из камышей вылетали утки и фазаны. Слышно было, как птицы плачут.
По данным специалистов Solid Waste Consult «Ukraine – Bavaria», каждый год каждый гражданин Украины генерирует в среднем от 300 до 500 килограммов мусора. Можно утверждать, что водители, живущие на колесах, производят самое максимальное количество мусора, поскольку обычно пользуются бутилированной водой, продуктами питания в упаковке, одноразовой посудой и средствами гигиены.
Опираясь на эту цифру – 500 килограммов на человека – можем утверждать, что только вблизи города Рени за два календарных года большой войны водители «произвели» примерно 2000 тонн мусора. И поскольку мусорных контейнеров были считанные единицы, то весь этот хлам лежит вдоль обочины и разносится ветром по полям и водоемам.
– Я не могу ничего комментировать, поскольку не владею информацией о масштабах загрязнения, они комиссионно не исследовались, – ответил специалист Измаильского районного управления ГУ «Госпотребслужба» в Одесской области Юрий Жантик, курирующий Ренийскую общину. – Могу лишь констатировать, что через два года вспышек инфекционных заболеваний в регионе не было. Наша служба – орган государственного контроля – занимается населенными пунктами: состоянием свалок, мусорных контейнеров и т.д. Сбор мусора по населенным пунктам, состояние дорог – это вопрос к экологам, «Укравтодору» и органам местного самоуправления. Однако я могу добавить, что стоянки должны быть оборудованы – чтобы не доводить территорию вдоль дорог до такого состояния.
Еще в начале 2024 года сотрудники «Одесского областного центра контроля и профилактики болезней Минздрава Украины» пришли к выводу, что эпидемическая и эпизоотическая ситуация относительно инфекционных болезней, общих для людей и животных, в Одесской области характеризуется как неустойчивая. Специалисты отметили, что уровень заболеваемости людей не превышает средние показатели, однако есть благоприятные условия для распространения болезней из-за рисков военного времени, значительной миграции населения, дикой фауны, техногенных аварий и экологических проблем, возникших в результате вооруженной агрессии россии.
Известно, что в прошлом году в 101-м населенном пункте Одесской области были зарегистрированы очаги туляремии, в 32-х – обнаружен лептоспироз, в 62-х – лихорадка Ку и другие болезни. Это создает риски возникновения и распространения инфекционных болезней, может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций природного (биологического) характера.
Специалисты сообщают, что наиболее опасными в распространении возбудителей инфекционных болезней, общих для людей и животных, являются грызуны, дикие и домашние животные. Возбудители болезней постоянно циркулируют среди животных, формируя природные очаги инфекции на территории региона.
Потенциальную угрозу возникновения новых очагов инфекционных болезней несут 624 свалки, из которых до 60% не отвечают санитарным требованиям. Также большие неприятности могут доставить 495 скотомогильников, из которых 30% не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям.
Учитывая наличие устойчивых природных очагов, миграционных процессов грызунов в населенных пунктах (зимой и весной), неудовлетворительное состояние свалок и скотомогильников существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционных болезней, общих для людей и животных, среди населения.
Согласно ст. 9 Закона Украины «Об автомобильных дорогах», в состав автомобильной дороги общего пользования в пределах полосы отвода входит не только проезжая часть, но и элементы санитарного устройства – «туалеты, урны, контейнеры для мусора и другое оборудование, предназначенное для санитарных нужд, размещение которого осуществляется без получения разрешений».
Согласно п. 6 ст. 13 указанного Закона санитарное и экологическое состояние автомобильных дорог общего пользования и их полосы отвода – это зона ответственности органа управления автомобильными дорогами общего пользования. В нашем случае – Службы автомобильных дорог в Одесской области. Она заключает договоры с подрядными организациями по обслуживанию дорог. Так, трассу М-15 на юге Одесской области обслуживает ООО «Евродор».
Ренийский городской совет, когда началось загрязнение территории, начал писать письма в указанные учреждения и выше – вплоть до Президента Украины с требованием «привести трассу в надлежащее культурное и санитарное состояние». Офис Президента перенаправил обращение в Минифраструктуры Украины.
Осенью 2022 года Ренийский городской совет получил ответ от Службы автомобильных дорог, в которой было отмечено, что «Службой постоянно проводится работа по поддержке полосы отвода автомобильных дорог общего пользования государственного значения в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии в пределах имеющегося финансирования. В связи с военным положением в стране и ограниченным финансированием Службой преимущественно выполняются мероприятия/задачи (направляется финансирование) острой необходимости по требованию Укравтодора, Одесской ОДВА и Оперативно-стратегической группировки войск «Александрия», поэтому выполнение указанных в письме мероприятий невозможно в полном объеме».
– Да, мы обслуживаем М-15, но финансирование нам выделяется только на обеспечение безопасности движения: ямочный ремонт, установку знаков дорожного движения, – рассказывает о состоянии дел представитель ООО «Евродор» Артак Аветисян. – То, что мы делаем по всей трассе – это мизер. Причем проведенные еще в прошлом году работы до сих пор нам не оплачены – из-за отсутствия финансирования. И в этом году финансирования практически нет. Несмотря на это, ремонтируем аварийные участки за счет резервов, как говорится на карандаш. Нам говорят: покосы травы на обочинах, уборка мусора – все это отложить до лучших времен.
Как сообщила пресс-служба Министерства финансов, все средства из государственного дорожного фонда на 2024 год (94,7 млрд грн.) будут перенаправлены на нужды обороны.
Следовательно, попытки наладить санитарное состояние трассы М-15 в правовом русле напрасны: средств нет.
– Решить вопрос можно только одним способом: берешь и сам все делаешь, – пришел к выводу председатель Ренийской громады Игорь Плехов. – Никто убирать не будет, надежды нет ни на кого, только на коммунальные службы. Собираемся с портовыми операторами и чистим окрестности порта, город выделяет технику для вывоза мусора. У сел общины почистили территорию силами коммунальных бригад: стало чище возле Нагорного, Орловки, Новосельского. Начали собирать мусор в окрестностях города Рени, также силами ЖКС.
– На окраине города, от лесничества в сторону «солнечной электростанции», где парковались фуры, на участке протяженностью примерно 80 метров бригадой дворников было собрано 2,5 тракторных прицепов мусора, – рассказывает мастер бригады дворников КУ «ЖКС» Ренийского горсовета Валерий Плачинта. – Но это были «цветочки». Гораздо больше мусора накопилось на трассе М-15, которая идет в объезд города: бригада собирала мусор в течение четырех дней – погрузили восемь прицепов, но работа там еще не завершена. Проблема в том, что нам не хватает рабочих рук: на весь город всего 12 дворников, хотя по штату их должно быть в два раза больше.
Но, пожалуй, лучше предотвращать засор территории?
– Пытались! – говорит Игорь Плехов. – Контейнеров не хватает, поэтому на парковках для сбора мусора ставили старые прицепы от тракторов – так проще вывозить ТБО. Три дня – и все болты на колесах откручены. Водителям делать нечего – прихватили, что «плохо лежит».
Туалеты вдоль дороги пытались делать, но антисанитарии получилось еще больше. Во время стоянки многие водители пьют: что происходит в туалете – ужас! Попробовали поставить два биотуалета – за два дня одного уже не было: наверное, какой-то дальнобойщик, чтобы не идти пустым, забросил его в кузов – в хозяйстве пригодится.
А как поставлена работа по наведению санитарного порядка вдоль дорог в странах ЕС, куда мечтает попасть Украина?
– Какая Европа? Нам до нее далеко! – говорит водитель Владимир из Кривого Рога, возмущенный загрязнением трассы.
– Там у них цивильно и грамотно, – говорит директор Ренийского «АТП-15140» Вадим Украинец, постоянно осуществляющий рейсы в страны Европы. – За каждым участком дороги закреплена фирма, которая следит за порядком и вывозит мусор. Не могу сказать, что во всех странах хорошо: по сравнению с Австрией, в Германии и Франции несколько грязнее.
А в Вене такой порядок, что даже пыли на обуви нет. В Румынии мусора вдоль трассы М-15 на Бухаресте много, но его периодически убирают. У нас тоже на некоторых участках наводят порядок – я видел, как работники в оранжевых жилетах убирают мусор на подъездах к Одессе. В областном центре, когда предприятию дают разрешение на деятельность, обязывают следить за порядком на близлежащей территории и заключать договор на вывоз мусора. Думаю, это хорошая практика. Но порядка не добиться, если не привлекать к ответственности выбрасывающих мусор. Попробуйте в Австрии выбросить пачку из-под сигарет или другой мусор – сразу штраф. Других вариантов воздействия нет. Только штрафы – тогда будет порядок и дисциплина.
– В странах Европы за выброшенный из окна авто окурок – сразу большой штраф, – рассказывает водитель-дальнобойщик Александр Гайдаржи. – Мусор можно выбросить только на местах стоянки.
Контейнеры для мусора установлены в местах интенсивного движения. Их убирают либо каждый день, либо с интервалом 2-3 дня. У каждого водителя есть пакет, куда он собирает мусор и выбрасывает его исключительно в контейнер. В Украине сбор мусора не организован вообще – поэтому такая грязь.
Свой пакет с мусором я вожу, пока не найду мусорный бак где-нибудь на заправке. Многое зависит и от культуры самих водителей. Но сейчас дефицит кадров, за рулем можно встретить человека вообще без водительского удостоверения. От этих камикадзе меня охватывает ужас.
Если говорить непосредственно о Придунавье, то, я считаю, мусорные контейнеры надо поставить везде, где стоят фуры. Эту работу, по моему мнению, должен организовать муниципалитет, а вывоз мусора могли бы оплачивать портовые операторы – это к ним грузы приходят. Думаю, будет правильно, если громады разработают какие-нибудь местные правила сбора мусора.
– Считаю, надо начинать с себя, – убежден водитель из Винницкой области Александр. – Я всегда вожу мусор в машине, но когда постоял у порта Рени, то увидел – не все водители так делают. Бросил мусор в кусты – и еще возмущается, что вокруг беспорядок.
– Проблема существует, и молчать нельзя, – согласился государственный экологический инспектор в Измаильском районе Сергей Георгиев. – Посмотрим, например, какая ситуация сложилась у пролива Викета, связывающего озеро Кагул с рекой Дунай. Эта локация – историческая зона отдыха для горожан. Но сегодня здесь на трассе в ожидании разгрузки стоят фуры, а туалета нет – вы не представляете, что вокруг происходит! Люди отдыхали на природе – теперь там сплошной туалет. Я не раз бывал за границей и видел, как там относятся к охране окружающей среды. Более того, там и мусор сортируют. Для нарушителей – большие штрафы. А у нас штрафы по ст. 82 Кодекса Украины об административных правонарушениях – копейки.
Сергей отметил, что во время войны специалисты государственной экологической инспекции должны избегать плановых и неплановых проверок, чтобы не обострять ситуацию. Привлекать к ответственности водителей, которые выбрасывают мусор на дорогу, тоже проблема: здесь нужно не только «поймать с поличным», но и привлекать полицию. Если не соблюсти процедурные вопросы, все будет обжаловаться в суде.
– Мы неоднократно обсуждали проблему с руководством общества, но как реально решить проблему, честно говоря, я не знаю, – признался экологический инспектор.
Итак, как видим, все развели руками. И жители Придунавья продолжают жить на пороховой бочке: минует ли эпидемия?..
В пятницу, 22 августа 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More
На улице Пастера, 54, в историческом центре Одессы идет борьба за жизнь еще одного архитектурного… Read More
24 августа в Одессе, в День Независимости Украины, пройдут велогонки «Гонка вверх!». В связи с… Read More
Его книги в 60-х годах издавались огромными тиражами, в его честь даже назвали малую планету.… Read More
Богдан Шепеля из Кодымы вот уже пятнадцать лет занимается пчеловодством. Он давно освоил все премудрости… Read More
Все больше украинцев выбирают специализированные онлайн-магазины вместо маркетплейсов. Они предлагают проверенное качество, надежность и живое… Read More