Жизнь Одессы на карантине, вернее, обсервации, в 1970 году, когда в городе бушевала холера. Какой она была? И как к этой необычной жизни относились сами одесситы? Одесский писатель Алексей Надэмлинский делится воспоминаниями (из книги автора «Я мальчишка седой»). Любопытнейшая, кстати, картинка тех дней! Сопоставляем с днем сегодняшним.
1970 год. Для одесситов этот год запомнился августом. В том году в Одессе были зарегистрированы случаи заболевания холерой. Первый заболевший умер. Город закрыли для въезда и выезда. Не совсем, конечно: с одесской пропиской в город все же пропускали. А выпускали иногородних после пятидневной обсервации — народ загоняли в освободившиеся санатории, у них регулярно брали анализы и за ними наблюдали врачи.
Мои тетя Нина и дядя Боря как раз были тут в отпуске. И дабы уехать в родную Инту, им пришлось проходить эту самую обсервацию. Помню, как мы навещали их в санатории. Общение происходило через забор. Не зря одесский народ быстро переименовал обсервацию в резервацию.
Помню еще, что рассказывал знакомый студент, возвращавшийся из стройотряда в Одессу. По дороге он наслушался всевозможных слухов. Вплоть до того, что по улицам трупы валяются и только собаки бездомные бегают. Бред, конечно. Одесситы как хохмили до холеры, так и продолжали хохмить во время нее.
К примеру, из ресторанов часто доносилась песня:
…Ваше благородие, госпожа холера,
Судя по фамилии, вы жена Насера.
Двадцать граммов хлорки
В армянский коньяк —
Не нужна касторка —
Пронесет и так!…
(По моим данным, музыка Б. Окуджавы, слова — Л. Заславского — А.Н.).
По местному телевидению талдычили, что нужно мыть руки перед едой, фрукты и овощи мыть кипяченой водой и обдавать их кипятком. Всюду пахло хлорамином. И все для профилактики глотали тетрациклин. А мужики обсуждали вопрос — насколько эффективно сухое вино в качестве профилактики от холеры.
Но были во всем этом и положительные моменты. Цены на Привозе рухнули. Отдыхающих приезжих как ветром сдуло: они или уехали, или находились в резервации. Можно было, проходя по Привозу, купить роскошные фрукты по смешной цене.
Моя мама как-то сказала: «Никогда не думала, что проживающие в Одессе в частных домах, могут обеспечить яблоками весь город».
Но самый большой плюс холеры — занятия в школе 1 сентября отменили! То есть, в тот год 1 сентября у нас было в октябре.
Вспомнила одна старая учительница: «Когда объявили об отмене занятий, в моем дворе такое началось… Подобное я только 9 мая 1945 года видела — все кричали, обнимались, целовались и прочим образом выражали свою радость».
Бедных учителей заставили раз в неделю обходить учеников по домам и раздавать домашние задания. Надо ли говорить, что это был сизифов труд? Домашние задания эти мы выполняли кое-как… В Одессе это называлось емко — «делать на хип-хап». Тем более, что самих учителей, похоже, как мы выполняем задания, особо не волновало.
Впрочем, по домам ходили не только учителя. Были еще люди, которые каждый день обходили всех жильцов и интересовались их самочувствием. Людей этих специально освободили от работы на заводах, платили им зарплату, и они мониторили обстановку. Особенно делался упор на наличие у населения жидкого стула. Как сказал один старик в нашем доме: «За всю мою жизнь у меня еще так часто не интересовались, как я какаю, как за эти сорок дней холеры». Сказано это было с одесскими интонациями и такими же многозначительными паузами.
Как я сейчас понимаю, появление в Одессе холеры было вполне закономерно. Дело в том, что летом в старой части города напор воды падал до минимума. Днем вода из крана сочилась тонкой струйкой, а то и не шла вовсе. Нормально вода из крана шла утром и поздно вечером… до полуночи. После 24.00 воду вовсе отключали. Одним словом, условия для соблюдения гигиены были крайне низкими.
А еще вывоз мусора. О, это вообще отдельная тема! Мусорных контейнеров тогда не существовало. По одному Богу известному графику к дому подъезжала дурно пахнущая мусоровозка. Из нее выходил работник и, входя во двор, звонил в колокольчик. Колокольчик это был подобен тому, который громыхал на последних звонках в школах… только не такой нарядный, а совсем даже наоборот.
На этот звук выбегали жильцы с ведрами и бежали к мусоровозке. Если в этот момент кого-то не было дома, то мусор задерживался в квартире до следующего приезда мусоровозки. Одним словом, вынос мусора превращался в целое событие. Надо сказать, что возлагали это мероприятие или на пенсионеров, или на детей-школьников. Иногда просили соседей оказать им такую любезность.
Фото из открытых источников
Читайте также:
21 ноября в Украине отмечают День Десантно-штурмовых войск. Девиз десантников: «Всегда первые». Воины в маруновых… Read More
Российского актера Владимира Машкова - исполнителя главной роли в популярном сериале "Ликвидация" заочно осудили за… Read More
1002 дня Украина противостоит полномасшатабной агрессии российской федерации. Ситуация на фронте остается напряженной. Силы обороны… Read More
В четверг, 21 ноября, одесские трамваи и троллейбусы снова не выйдут на маршруты. Причина —… Read More
По распоряжению НЭК Укрэнерго, сегодня, 21 ноября 2024, года в Одесском регионе введены экстренные отключения… Read More
В среду, 20 ноября 2024 года, в Одессе прошла церемония прощания с семью полицейскими, погибшими… Read More
View Comments
Кому тогда повезло, проходили обсервацию в санаториях, гостиницах и пассажирских судах. Кому не повезло - в поездах, где бытовые условия не в пример были хуже. Да и мазок на анализ брали сразу у десяти человек в одну пробирку. Если у одного из десяти выявляли вибрион, то все десять оставались на повторную обсервацию с забором анализа уже у каждого. В бытовых условиях поезда в летнюю жару это было ужасно. При этом медикам было запрещено говорить этим десяти несчастным, что один из них болен.
Ну вот что за глупости вы говорите?!... Я была на обсервации на судне "Абрау-Дюрсо" 14 суток.
Анализы у нас брали только раз -- мазок из попы палочкой и совали его в персональную пробирку. Никаких 10 палочек в одну пробирку!
Пробирки при нас ставились в большую кастрюлю стОя, накрывались крышкой и катером отправлялись на берег в лабораторию.
По истечении 14 суток нас вывезли катерами до берега, там автобусами вывезли на ж/д станцию Раздельная, откуда мы и разъехались по домам.
ну не пять дней а четырнадцать в Затоке,только купаться не давали
Вот верно вы заметили -- 14 суток, а не ПЯТЬ!!!