Интересное совпадение: бывший одесский топоним с именем Леваневского - это тупик. Так вот, именно, попав в "тупик", распрощался с жизнью этот всемирно известный летчик. Исчезло его имя и с карты Одессы. Зато появился переулок Толвинского. Рассказываем, почему так произошло.
Ключевые моменты:
Сигизмунд Александрович Леваневский — 1902-го года рождения, советский лётчик, совершивший несколько дальних перелётов в 1930-х годах, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семерых первых Героев Советского Союза (20.04.1934). В годы Гражданской войны был с большевиками, в 1925-м окончил Севастопольскую школу морской авиации и стал военно-морским лётчиком. В 1931—1932 годах — начальник лётно-учебной части Всеукраинской школы лётчиков в Полтаве.
В апреле 1934 года участвовал в операции по эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего во льдах парохода «Челюскин». Был командирован в США для закупки двух самолётов марки Consolidated Fleetster, лучше, чем советские, подготовленных к работе в полярных широтах.
По причине аварии самолёта Fleetster, вызванной обледенением, в ледовый лагерь челюскинцев Леваневский не летал. Через несколько дней, рискуя жизнью, он на самолёте У-2 (это биплан с открытой кабиной, известный в народе как «кукурузник») с частично неисправным мотором доставил из Уэлена в бухту Лаврентия (это Крайний Север, как говорится, у черта на куличках) хирурга, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита одному их «челюскинцев».
Здесь, кстати,чуть отвлекусь, и расскажу о почти (да не совсем!) аналогичной ситуации. Это случилось через 37 лет, в 1961-м, на советской антарктической станции. 27-летний хирург Рогозов был там единственным медиком, и у него начался острый аппендицит.
Погодные условия — не для авиации, да и связь пропала. Дилемма: или перитонит и гарантированная гибель, или… И он сделал операцию сам себе! Под местным наркозом, глядя в зеркало, которое держал метеоролог. Инструменты подавал механик. Оперировал 2 часа, несколько раз отключался.
Для сравнения: в 1988 году в Херсонской областной больнице бригада из двух великолепных хирургов сделали аппендоэктомию автору этих строк. Кстати, один из них — Александр Близнюк — выпускник Одесского мединститута. Операция длилась почти …2 часа. А Рогозов тогда, в 1961-м, после «самообслуживания» выжил!
Но вернемся же к Леваневскому. В августе 1935 года самолёт АНТ-25 (конструктор — А. Н. Туполев) с экипажем под командованием Леваневского предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, о чём было торжественно объявлено заранее (успели даже выпустить памятную почтовую марку).
Однако после преодоления около 2000 км из двигателя потекло масло, которое стало затекать в кабину пилота. Самолёт вернулся и сел на аэродроме под Новгородом, причём при посадке он загорелся. Экипаж с огромным трудом потушил самолёт.
Причина вытекания: масла в бак налили слишком много, оно начало пениться, а его излишки — просачиваться в кабину. На совещании у Сталина Леваневский в присутствии Туполева заявил, что Туполев вредитель и сознательно делает плохие самолёты.
Не буду утверждать, что «благодаря» именно Леваневскому, но в 1937-м Туполев за «вредительство и шпионаж» был посажен. Сидел в «шарашке» — конструкторском бюро под надзором НКВД. Срок до 1941 года он «мотал» с такими великими конструкторами как Королев, Глушко, Петляков. Туполев потом стал трижды Героем соцтруда.
В августе — сентябре 1936 года Леваневский с Левченко совершили полёт из Лос-Анджелеса в москву на поплавковом пассажирском 1-моторном самолёте «Вaлти» американского авиаконструктора Джерарда Валти. Маршрут проходил с посадками в Сиэтле, на Аляске, с несколькими посадками в СССР.
12 августа 1937 года 4-моторный самолёт ДБ-А с экипажем из шести человек под командованием Леваневского начал полёт из москвы через Северный полюс в Фэрбанкс (Аляска, США). Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная.
Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа после пролёта над Северным полюсом. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях («Отказал правый крайний из-за маслосистемы. Идём на трёх, тяжело. Идём в сплошных облаках»).
Это и был тупик…Больше о судьбе самолёта и экипажа достоверно ничего не известно. Остается лишь добавить, что после «допросов с пристрастием» в признательных показаниях чекистам арестованного в 1937 году авиаконструктора Туполева, помимо прочего, содержится утверждение, что он «срывал перелёт Леваневского через полюс»…
Времена были такие. Как-то, изучая «Белую книгу Херсонской области», я узнал о судьбе одного сельского «ни разу не грамотного» пастуха. Кто-то в 1937-м настучал на него, приехали чекисты с обыском и выяснили, что он — шпион. Не японский, не немецкий, не английский, а… латинский. Да, на чердаке его халупы раскопали наполовину погрызенный крысами дореволюционного издания русско-латинский словарь…
Читайте также: В Одессе появился переулок Профессора Кононовича — астронома, который фотографировал Солнце
В Одессе тупик Леваневского сейчас превратился в переулок Толвинского. Что интересно, и тот, и другой — из польских дворянских семей. Николай Толвинский (1857-1924) родом из Варшавы. Окончил там Художественное училище, поступил в Императорскую академию художеств в Петербурге.
По окончании обучения Толвинский получил должность младшего архитектора Херсона. В 1889 году переехал работать в Одессу. Некоторое время находился на городской службе, исполняя обязанности архитектора городской управы и Одесского окружного суда. Затем — архитектор Императорского Новороссийского (Одесса) университета, руководил строительством новых корпусов университета.
Вообще, стОит лишь взглянуть на обширный список созданных им в Одессе зданий, каждое из которых — явление, и начинаешь удивляться: как же это намного раньше среди одесских топонимов не звучало имя Толвинского?! И вообще, что это за уровень — «аж» целый переулок?! Человек же ж оставил ТАКОЙ след в Одессе!
Приведу лишь несколько позиций:
Но ведь начинал творить Николай Толвинский в моем родном Херсоне! И я очень хочу, чтобы читатели увидели построенное им здание публичной городской библиотеки, которое с годами стало Херсонским городским ЗАГСом.
Именно там без года полвека назад мы с моей Елизаветой расписались под обязательством любить друг друга. Пока что получается…
Читайте также:
Валерий БОЯНЖУ, Херсон — Одесса
Знаменитая Малая Арнаутская улица в Одессе, как и многие другие, наполнена интересными историями. Но слова… Read More
Судя по прогнозам синоптиков, жаркая и сухая погода пока не торопится оставлять Одлессу и область:… Read More
Домашние животные — наши верные друзья и члены семьи, но, к сожалению, даже с самыми… Read More
Сегодня днем, 10 августа 2025 года, в Белгород-Днестровском районе Одесской области в результате двух взрывов… Read More
Завтра, в понедельник, 11 августа 2025 года, Киевский район Одессы может остаться без света на… Read More
Электронные сигареты воспринимались как более безопасная альтернатива табаку, пока не стали причиной проблем с легкими,… Read More