В годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая случилась 26 апреля 2026 года, расскажем что происходит на Запорожской АЭС, которая с начала полномасштабного вторжения находится в оккупации, а также о состоянии атомной энергетики в Украине в целом.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой атомных электростанций Государственного университета «Одесская политехника» Владимир Кравченко рассказал, что сегодня Чернобыльская АЭС не работает. Сейчас там демонтируют оборудование и занимаются дезактивацией. «Это называется «снятием с эксплуатации», – объяснил Владимир Кравченко. Этот объект входит в Госслужбу чрезвычайных ситуаций.
На ЧАЭС строят центральное хранилище радиоактивных отходов тех АЭС, которые сегодня работают. К этому времени отработанные тепловыделяющие сборки (ядерное топливо) после четырех лет выдерживания в активной зоне реактора отправляли в Россию на перерабатывающий завод. Это дорого обходилось украинскому государству.
Сегодня только на Запорожской АЭС есть сухое хранилище. Это металлические контейнеры, которые затем вставляются в бетонные конструкции. Их составляют на территории АЭС. Если хранилище построят, мы не будем отправлять отходы. «В наших хранилищах будет храниться отработанное топливо, пока не научимся перерабатывать его и изымать ценные изотопы. Их можно будет использовать для государства», – рассказал Владимир Кравченко.
На Чернобыльской АЭС построили новый безопасный конфайнмент. Это арка над разрушенным четвёртым энергоблоком. «Старый саркофаг демонтирован, новый наехал бы на блок и сделал его более безопасным», – объяснил Владимир Кравченко. Конфайнмент был открыт более шести лет назад. Строение предотвращает утечку радиации из разрушенного энергоблока в результате катастрофы 1986 года. По мнению Владимира Кравченко, ведутся спекуляции, что на разрушенном энергоблоке идут какие-то ядерные реакции. Специалист объяснил, что в результате взрыва и пожара на реакторе опасности не осталось.
С первого дня полномасштабного вторжения россии в Украину ЧАЭС оказалась в оккупации. Войска России взяли в заложники более трехсот человек, находившихся на станции. Враги оборвали все планы работы в прошлом году. Пыль, разбитая и разграбленная территория – это лишь часть видимых последствий оккупации. Директор «зоны отчуждения» Евгений Крамаренко оценил ущерб в сто тридцать пять миллионов долларов. Столько стоит украденное и уничтоженное россиянами оборудование, часть которого они вывезли в Беларусь.
За время оккупации в феврале и марте 2022 года работники не потеряли контроль над ядерными установками на ЧАЭС, ядерными материалами и радиоактивными отходами. «Это было мародерство. Они хотели информацию похитить, которая им не нужна, я так считаю. Напомнили, скажем так», – считает Владимир Кравченко. По мнению Владимира Кравченко, нормальное функционирование предприятия из-за россиян было нарушено. С точки зрения безопасности, это не очень хорошо. Сегодня все налаживается.
Доктор технических наук Владимир Кравченко считает, что освобождение ЗАЭС от российских оккупантов – вопрос политический, а не технический. Он отмечает, что техника на атомной станции не рассчитана на обстрелы и взрывы. Это недопустимо. «Специально это взрывать никто не будет. Потому что там и россия близко, и мы там. Я считаю, что ни у кого таких планов нет делать там теракт», – считает специалист. Он убежден, что освобождение ЗАЭС от армии РФ возможно только путем переговоров. «АЭС — это объекты, которые не настроены на функционирование во время войны», — резюмировал Владимир. Он считает, что стороны должны договориться о какой-то зоне неприкосновенности, где военные действия запрещены.
Сегодня ЗАЭС не работает. Специалист считает это проблемой. Ведь неработающая станция не производит электроэнергию, но потребляет ее. И достаточно в большом количестве. «И это количество сегодня поступает из Украины. То есть, нас еще и эксплуатируют», – рассказал специалист. Он объяснил: чтобы на ЗАЭС было все в порядке, там должны работать насосы, которые охлаждают реакторы, а они требуют большого количества энергии. Мы не можем прекратить ее поставлять, потому что станция принадлежит Украине. Государство не может допустить его разрушения.
Специалист объяснил, что для россиян украинская ЗАЭС – лакомый кусок. Оккупантам нужна наша станция, они хотят настроить ее под себя. А для этого нужно построить линии электропередач в россии, которых нет. По словам Владимира, это дорогостоящая и объемная работа. «Мы видим, что они не могут этого сделать до сих пор», – объяснил специалист.
Здійснено за підтримки Асоціації «Незалежні регіональні видавці України» та WAN-IFRA в рамках реалізації проєкту Хаб підтримки регіональних медіа. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією партнерів
Читайте также:
В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More