Балтский лицей №1 имени Олеся Гончара – один из тридцати учебных заведений Украины, отобранных для внедрения новой модели старшей школы. Мы побывали в лицее и узнали, готовы ли здесь к изменениям, как проходит подготовка к образовательной реформе и легко ли быть первопроходцами. Наш разговор с директором лицея Надией Коптевой.
Ключевые моменты
– Надия Валерьевна, с 2027 года украинские старшеклассники будут учиться по новой трехлетней системе профильного образования. Как это будет происходить?
– Трехлетняя система профильного образования предусматривает право выбирать собственную образовательную траекторию, гибкие учебные планы и меньшее количество обязательных предметов. Но отмечу, что мы не знаем, будем ли академическим лицеем. Готовиться к реформе лицей начал еще до старта Новой украинской школы в 2017 году. Начали мы с двух экспериментальных первых классов. Сейчас эти дети – девятиклассники. Именно они первыми пройдут путь трансформации полностью.
– С чего начинали?
– В 2017 году учитель Валентина Щур стала одной из первых в Украине, кто начал работу в одном из экспериментальных классов НУШ, а их было два. Старт был непростым: без учебников, модельных программ и четких ориентиров. До всего доходили собственными силами, искали материалы, разрабатывали методики. Теперь видим, что усилия были не напрасными.
По словам Надии Валерьевны, материальная база выросла в сотни раз. Лицею выделили средства, чтобы можно было организовать достойное образовательное пространство.
– У нас есть учебники, пособия, технические средства именно для пилотных классов, – говорит директор. – Полностью укомплектовали кабинеты биологии, географии, физики, математики. Благодаря автономии учителя могли сами выбрать то оборудование, которое им нужно для работы.
У нас уже была педагогическая интернатура – работа с молодым педагогом, которому назначается наставник. С его помощью учитель осваивает профессию на практике.
– Что усовершенствовали в лицее в первую очередь?
– Лицей получил около 11 миллионов гривен – софинансирование государства и городского совета. Эти средства мы использовали для оснащения кабинетов.
Сейчас все кабинеты оснащены интерактивными панелями. Это важно в условиях современной школы, где акцент делается на STEM-дисциплины (естественно-математический цикл).
Также оборудовали укрытие пандусами и подъемником, что упрощает доступ маломобильных учеников. Укрытие имеет мощную вентиляцию, запасной выход, туалеты, умывальники.
Есть в школе и зона без гаджетов. Там привели в порядок помещение, где раньше техработники хранили вещи: утеплили пол, обили стены, разложили подушки – и это стало любимым местом детей. Там они играют, общаются и читают книги.
– Еще одну такую комфортную зону мы сделали на втором этаже, – рассказывает Надия Валерьевна. – Здесь, кстати, можно провести урок в неформальной обстановке.
В этом году начал работать кабинет «Защита Украины», где есть современные средства обучения. Наше учреждение стало центром для изучения этого предмета, поэтому к нам приезжают ученики из других школ.
– Определились ли ученики с профилем?
– Да. У нас весь десятый класс выбрал между четырьмя профилями. Раньше были математический, исторический, биологический и филологический. Но, изучив запросы детей, мы увидели, что их интересует правоведение. Поэтому теперь четыре профиля: математика; история и правоведение; филология (с усиленным изучением иностранного языка) и биология.
– Есть ли разница между нынешними уроками и прежними?
– На современном уроке учитель не просто излагает материал, а интегрирует разные предметы, привлекает учеников и коллег. Благодаря этому дети видят взаимосвязь знаний.
Например, урок языка можно объединить с уроком биологии, провести параллели, чтобы дети поняли, насколько все в мире связано.
Особенно важна компетентность учителя – ведь речь об интегрированных курсах. Например, объединяются биология, химия, физика. И учитель должен уметь сочетать это на уроке. Непрофильные предметы интегрируются, чтобы высвободить часы для спецкурсов или углубленного изучения профилей. Логично, что есть период адаптации: в десятом классе ученики пробуют себя в разных направлениях и при необходимости могут сменить профиль.
Это важно, потому что в старших классах количество обязательных предметов уменьшается, а углубленных – увеличивается. Большинство детей пока не определились с профессией, поэтому мы объясняем, что выбор профиля связан с тем, чем ребенок хочет заниматься после школы. Общаемся и с родителями, которые должны прислушиваться к желаниям ребенка.
– Лицей экспериментирует и довольно успешно. Что главное?
– Одна из основных идей реформы – свобода выбора. Ученики могут выбирать не только профиль — естественный, математический, языковой, — но и курсы по интересам: краткосрочные, межклассные, авторские.
В лицее уже экспериментировали с их созданием. Хотели узнать, насколько учителя понимают, что их ждет.
Среди предложенных учителями курсов: «Основы работы с искусственным интеллектом», «Биология космоса», «Нетрадиционная медицина», «История через кино: где правда, а где вымысел?».
Но для преподавания выбрали курсы, утвержденные МОН: «Теория вероятностей и математическая статистика», «Язык вокруг нас», «Критический анализ текста», «История мировой художественной культуры».
Это то, что интересно детям и пригодится в жизни. Ведь новая философия урока – компетентность вместо «сухих» знаний.
– Скажу откровенно: чтобы создать современный урок, недостаточно собрать материал. Мы проводим презентации, используем онлайн-платформу для графического дизайна, генерируем комиксы. И при этом никуда не девается проверка тетрадей и выполненных заданий. Это непросто, но очень интересно. Учителя настолько увлекаются, что забывают о времени.
Но есть и другая сторона медали. Реформа – стресс для педагогов. Не все готовы. У некоторых, по словам директора, есть страх: «А вдруг не справлюсь?» Поэтому в лицее много работают внутри коллектива: коллеги поддерживают друг друга, разбираются вместе, помогают.
– Надия Валерьевна, есть ли опасения?
– Знаете, даже лучшая реформа не работает без людей, помещений и ресурса. И именно здесь возникают главные вызовы. Один из них – количество учеников, которые захотят учиться в старшей школе. Из двух пилотных девятых классов кто-то выберет профессионально-техническое училище, кто-то сменит траекторию. Поэтому открывать большое количество профилей при наличии одного-двух классов сложно — просто некому будет учиться. Надеемся, что подтянутся дети из других школ, в том числе сельских.
Еще один вызов – помещения. Если лицей станет отдельным академическим учреждением, понадобится больше специализированных кабинетов, лабораторий, безопасных зон. А простора уже сейчас не хватает.
– Что должна дать новая школа?
– В реформах часто ищут рейтинги, цифры. Однако мы хотим, чтобы ребенок переступил порог школы с пониманием того, кем он является и куда хочет идти дальше. Успех школы – это не таблица в рейтинге, а то, как сложится жизнь ребенка после выпуска. Важно, чтобы каждый нашел себя. Мы понимаем, что правильно выбранная профессия – это большой процент успеха в жизни. Поэтому образование — это не только про знания, образование — это про жизнь.
Читайте также:
В Пересыпском районе Одессы произошла новая авария на электросетях, и часть домов вновь осталась без… Read More
ЮНЕСКО предоставила усиленную международную защиту 19 новым памятникам, включая Аккерманскую крепость в Одесской области. Такой… Read More
Одесская ОГА вернула государству озеро Кагул и 8500 га прилегающей земли после решения суда. Иск… Read More
Из-за ДТП на улице Водопроводной в Одессе парализовано трамвайное движение, на участке серьезные осложнения. Пассажиры… Read More
НАБУ, САП и СБУ заявили о разоблачении преступной организации с участием народной депутатки. В доме… Read More
Иван Македонский, бывший народный депутат и руководитель Болградской РГА, умер 4 декабря. Более 60 лет… Read More