Статьи

Реклама, которая бьет прямо в мозг: что такое нейромаркетинг

Можно ли воздействовать на подсознание человека, чтобы он совершал покупки? Есть ли у нас в голове кнопка «купить», на которую могут нажимать рекламодатели?

Давайте разберемся, какими методами пользуются компании, чтобы создавать рекламу, которая всем нравится.

Что такое нейромаркетинг?

Это изучение реакции людей на коммерческий продукт с помощью научных методов. Исследователи анализируют частоту дыхания, сердцебиение, движение глаз и нервные импульсы в мозгу, чтобы понять нравится ли аудитории товар. Одним словом, используют психологию, медицину и физиологию в маркетинговых исследованиях.

Многие люди одинаково реагируют на определенные раздражители. Мы можем лгать на словах, но организм и его реакции, как правило, не врут, считают нейромаркетологи. С помощью датчиков и устройств можно понять, что на самом деле чувствует человек при виде сайта, упаковки или рекламного ролика.

Какие технологии используют в нейромаркетинге?

Айтрекинг (Eye Tracking). Камера наблюдает за тем, как движется взгляд человека, на чем он останавливается. Это нужно, чтобы маркетологи и дизайнеры понимали, заметил потребитель важную информацию или его взгляд сосредоточен на чем-то другом.

Сейчас уже есть разработки программ, которые позволяют из обычной веб-камеры сделать айтрекер. Человек сидит дома за своим ноутбуком, листает сайты и рекламу, а в этот момент происходит нейромаркетинговое исследование.

Электроэнцефалография (ЭЭГ). К голове человека подключают датчики и отслеживают нервные импульсы. Совмещая результаты ЭЭГ и айтрекинг, можно добиться более точного результата, потому что подключаются слух, осязание и обоняние.

Магнитно-резонансная томография (функциональная). Исследователи измеряют динамику кровотока в мозге, которая вызвана нейронной активностью. Этот метод позволяет определить, какие области мозга становятся активными во время просмотра рекламы или обзора товара.

Проективные методики. Это всевозможные тесты на психодиагностику. Обычно их используют психологи и психиатры для оценки личности: цветовой тест Люшера, тест Роршаха, тест реакций Розенцвейга и другие. В нейромаркетинге на основе проективных тестов строят интервью и оценивают то, как потребители принимают решения.

Насколько весь этот нейромаркетинг эффективен?

Сложно сказать. Большие компании уже давно заказывают нейромаркетинговые исследования для своих продуктов. Google, BBC, Yahoo, производители шоколада и автомобилей — все хотят найти заветную кнопку «купить» в мозгу потребителя.

Например, компания Hyundai провела нейромаркетинговое исследование, чтобы изучить реакцию людей на элементы дизайна. В результате, они изменили внешний вид своего автомобиля.

Статья по теме: Профессии в тренде — кто такой Influence-маркетолог?

Сигналы нашего мозга не всегда можно расшифровать однозначно, уверена нейропсихолог Молли Крокетт. Реклама может вызывать определенный эмоциональный отклик, но это совсем не значит, что для этого есть объяснение. Результаты исследований могут быть просто «притянутыми за уши».

Нейромаркетинг — это манипуляция?

Любая реклама — это своего рода манипуляция, считает нейрофизиолог Виктор Комаренко. Неважно, прошла эта реклама через нейромаркетинговые исследования или же нет, она все равно будет работать, если ее часто показывать. Люди замечают и видят вещи, которые кажутся им знакомыми.

В нейромаркетинге есть тонкая этическая грань. Если продукт заведомо плохой и людей хотят обмануть, например, с помощью политической агитации и предвыборных роликов, то могут быть серьезные последствия. Одно дело купить ненужный товар, и совсем другое — выбрать ненужного политика.

Но это вопросы этики, а не закона. Никто не принуждает людей покупать или голосовать. Нейромаркетинг ищет кнопку «купить» в нашей голове, и иногда находит.


Фото: BEEHIVEOR, Influencia, Bitbrain

Читайте также:

Share
Редакция

Редакция «Одесской жизни». Пишем о том, что происходит в городе, замечаем важные детали и знакомим вас с интересными людьми.

Recent Posts

  • Новости

Почетные граждане Одессы призвали Президента не вводить военную администрацию и поддержали мэра Труханова

Почетные граждане Одессы просят Президента Украины Владимира Зеленского не поддерживать инициативу по введению военной администрации… Read More

08-10-2025 в 17:32
  • Статьи

В Одессе старательно отреставрировали двери старинного дома: рядом с ними можно почувствовать тепло дерева и дыхание истории (фото)

В уютном дворе на Лютеранском переулке, 3 вновь засияли дубовые двери — тёплые на ощупь,… Read More

08-10-2025 в 16:09
  • Статьи

В Одессе снова идёт дождь: настороженно гуляем по улицам города (фоторепортаж)

Октябрь пришёл с тучами, ливнями и короткими периодами солнца. Но после потопа, который в последний… Read More

08-10-2025 в 15:46
  • Новости

Труханов обвиняет ОГА в отсутствии координации при наводнении

Мэр Одессы заявил, что город во время наводнения действовал самостоятельно — без нужной информации от… Read More

08-10-2025 в 15:25
  • Общество

Одесса снова в тройке лидеров по нарушениям языкового закона

Одесская область заняла второе место по числу жалоб на нарушения языковых норм за июль-сентябрь 2025… Read More

08-10-2025 в 14:58
  • Новости

Компенсации одесситам после наводнения: кто и сколько получит

Власти Одессы приняли решение выделить более 120 миллионов гривен на помощь жителям, пострадавшим от масштабного… Read More

08-10-2025 в 14:32