Главная проблема, с которой сталкиваются международные грузоперевозки — это различие существующих правил, что связано с особенностями местного законодательства. То ли дело Евросоюз, куда Украина так стремится — там логисты могут, что называется, отвести душу: все нормы и требования унифицированы.
Поэтому достаточно изучить их и применять по всему маршруту, если, конечно, он полностью пролегает по территориям стран-членов содружества. Совсем другое дело — перевозки между странами с отличающимися законодательными актами, да еще через транзитные государства, если речь идет о наземных видах транспорта.
Даже, казалось бы, такая обыденная в наше время доставка грузов из Китая может преподнести заказчику и логистам сюрпризы. Например, сегодня в Украине из соображений безопасности запрещены перелеты гражданской авиации — это касается как перевозки пассажиров, так и грузов. Поэтому авиадоставку приходится делать через аэропорты стран ЕС. Поэтому важно знать и соблюдать европейские, китайские и украинские правила, что добавляет забот международным логистам.
Незнание правил не освобождает от ответственности
Международные логисты обязаны учитывать целый комплекс факторов, которые влияют на организацию грузоперевозок. При этом важно обеспечить соответствие процесса доставки груза:
- законодательным актам каждой из стран, через который проходит маршрут;
- требованиям и нормативам по организации перевозок;
- правилам выбора исполнителей — водителей, транспортных компаний, таможенных брокеров и т.д.
На самом деле, трудно определить, на каком этапе и в чем конкретно может возникнуть проблема. Скажем, по территории стран Евросоюза запрещена транспортировка продуктов питания, если они не находятся в герметичной упаковке. А вот в Китае подобных ограничений нет. Теперь представьте ситуацию: вы заказали оптовую партию такого вида товаров и доставили их из Китая в аэропорт ЕС, например, в польский Жешув. И что дальше? Так что недаром опытные бизнесмены, которые ведут дела с заграничными поставщиками, пользуются услугами опытных и проверенных международных логистов. Они же «собаку съели» на подобных нюансах!
Какие требования нельзя нарушать при международной доставке товаров
В каждой стране существует свой свод нормативных требований и регулятивных актов, которые относятся к грузоперевозкам. В том же Евросоюзе, хотя правила унифицированы для всех государств-членов, их изучение представляет собой весьма непростую задачу — придется проштудировать талмуд документов. В основном требования касаются четырех ключевых тематик:
- Экологическая — тут широчайший перечень ограничений, например, транспортное средство должно соответствовать по количеству выделяемых вредных выбросов или уровню шума.
- Обеспечения безопасности — регламентируется наличие специализированного оборудования, которое отвечает за техническое состояние транспортных средств, определяется уровень подготовки водителей и степень их квалификации для допуска к управлению средствами передвижения, четко описываются обязанности и профессиональные качества вспомогательного технического персонала.
- Санитарно-эпидемиологические — свод правил особенно обширен при транспортировке продуктов питания, лекарственных средств, медицинских препаратов и оборудования, химически активных веществ и соединений.
- Таможенные — уплата налогов и специальных платежей (акцизов и сборов), а также государственных пошлин обязательно для компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.
Важно обратить внимание (что и делают опытные международные логисты) на ограничения определенных видов транспортных средств, которые вводят как временно, так и на постоянной основе. Например, в Украине сейчас из-за войны нельзя перевозить грузы авиатранспортом, а в некоторых городах в период летнего зноя днем запрещен въезд крупногабаритного автотранспорта. Впрочем, подобные ограничения периодически вводят в некоторых странах. Также следует выяснить отличия в правилах оформления документов — процедура может существенно отличаться в разных государствах.
*на правах рекламы