В 2021 году Евросоюз принял новые стандарты, которые касаются ремонта бытовой техники. Теперь производители и поставщики обязаны предоставлять запасные детали в течение 10 лет с начала продажи устройства. Эти комплектующие должны поставляться не только в официальные сервисные центры, но и в независимые мастерские. Закон также обязывает снабжать технику подробной инструкцией по ремонту.
Давайте разберемся, почему это важно и как повлияет на срок службы бытовых устройств.
А что, запчастей не хватало?
Не то слово. Многие корпорации не заинтересованы в послегарантийном ремонте своей техники. Как только устройство снимают с производства, то запчасти для него тоже перестают выпускать.
Для потребителя это означает только одно — если гарантия закончилась, то сломанный прибор можно выбрасывать на свалку. Пусть даже там пустяковая поломка, которую можно исправить обычной заменой компонента. Но к тому времени детали уже не производят и не поставляют. И владельцы техники вынуждены покупать новую модель.
Статья по теме: Сломался мобильный? Только официальный сервис!
Но ведь можно использовать запчасти с другой техники?
Можно. Автолюбители, кстати, примерно так и поступают: бегают по барахолкам и «разборкам» в поисках недостающей запчасти.
Но здесь есть еще одна проблема. Если в автомобиле винты и гайки сделаны по единому стандарту, то для бытовой техники и электроники используют промышленный клей. Или уникальные винты, которые нужно откручивать специальной отверткой. Вскрыть корпус ноутбука, смартфона или телевизора, и ничего при этом не поломать, уже большая удача.
Но самое интересное даже не это. Для качественного ремонта нужны не только запчасти. Чтобы отремонтировать технику требуются знания и инструкции. И если людей с техническими знаниями еще можно найти, то вот инструкций по ремонту техники практически никто не выпускает.
Да быть этого не может. Любую инструкцию можно найти в интернете, разве не так?
А вот и нет. Производители сознательно не выпускают подробных инструкций по ремонту. Все дело в запатентованных технологиях, и корпоративных секретах.
Техническая документация на прибор позволяет понять, как он работает. Но такую информацию, как правило, держат в тайне, ведь ей могут воспользоваться конкуренты.
Какой-то замкнутый круг получается. Неужели мы не имеем права ремонтировать свои вещи?
Никакие законы не запрещают нам ремонтировать купленные устройства. Тем более, каждая отремонтированная вещь уменьшает количество отходов на свалке.
Американцы и европейцы активно борются за свое право на ремонт: подписывают петиции, проводят разъяснительную работу, атакуют жалобами производителей, распространяют техническую документацию, делятся лайфхаками о том, как продлить жизнь устройствам.
Стиральные машины. Характерные поломки и правильный ремонт
Это общественное движение так и называется Right to Repair, что означает право на ремонт. Основные требования активистов:
- Право чинить свои вещи или выбрать мастерскую, где это могут сделать
- Право на руководства и диагностические инструменты, которые используют дилеры в сервисных центрах
- Право на разблокировку и изменение программного обеспечения, установленного на устройствах
Кстати, благодаря давлению активистов и общественности, Евросоюз утвердил новые нормы для производителей бытовой техники. Пока закон охватывает лишь холодильники, стиральные и посудомоечные машины, фены, а также телевизоры. Со временем могут включить смартфоны, ноутбуки и другую мелкую электронику.
Читайте также: Популярные модели IPhone. Характерные неисправности
Фото: Freepik
Поменять подшипник и сальник, например на стиральной машинке Электролюкс невозможно, так как барабан литой, как и на большинстве стиралок. Нужно покупать барабан в сборе, а он стоит половину самой стиралки. Выход «простой»: пилить барабан с водой и мылом пополам ножовочным полотном по металлу. Потом все собирать на винтах и герметике. Процедура нелегкая, но цена подшипника и сальника со специальной смазкой копеечная, герметик дороже стоит. А как делать, расскажут ролики с ютуба.