Новости Одессы и Одесской области

Плата за коммуналку: когда должны сделать перерасчет

Плата за коммуналку: когда должны сделать перерасчет

Потребитель имеет право на перерасчет коммунальных услуг, если они некачественные или вовсе не предоставляются. Однако сделать это всегда было проблематично. Эксперты говорят, что с принятием нового Закона «О жилищно-коммунальных услугах»* решить этот вопрос стало легче. Какими должны быть услуги и как добиться перерасчета?

У нас есть Viber канал в котором мы рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях. Присоединяйтесь!

Договор имеет значение

В новом законе «О жилищно-коммунальных услугах» (ЖКУ) сказано, что поставщики коммунальных услуг при предоставлении некачественных услуг, предоставлении их не в полном объеме или непредоставлении обязаны самостоятельно произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг и уплатить потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, определенных законодательством или договором. Но иногда потребителю приходится брать инициативу в свои руки.

Процедура возврата средств за некачественные или предоставленные не в полном объеме услуги подробно расписана в статьях 27 и 28 закона о ЖКУ. Расскажем о ней подробнее.

Взаимоотношения «потребитель – поставщик услуги» строятся на договорах, где прописаны права и обязанности сторон. С недавних пор потребители могут заключать как индивидуальные, так и коллективные договоры (речь в данном случае идет только о предоставлении услуг по поставке тепловой энергии и снабжении горячей водой), а также договоры с коллективным потребителем (ОСМД). В зависимости от вида договора, существуют определенные нюансы при составлении акта-претензии.

Что делать потребителю?

Чтобы вернуть деньги за некачественные услуги, необходимо действовать следующим образом.

Шаг 1. Для проведения проверки соответствия качества предоставления коммунальных услуг параметрам, предусмотренным договором, потребитель может обратиться (устно, письменно или по почте):

  • к представителю поставщика коммунальных услуг – если заключен индивидуальный договор с потребителем;
  • к председателю ОСМД – если поставщик услуги заключил договор с коллективным потребителем (ОСМД);
  • к управляющему – если поставщик услуги заключил коллективный договор с управляющей компанией.

В обращении обязательно указываются фамилия, имя и отчество, место фактического проживания потребителя, а также наименование предоставленной, предоставленной в неполном объеме или ненадлежащего качества услуги. Обращение потребителя обязательно регистрируется исполнителем коммунальной услуги или управляющим многоквартирного дома в журнале регистрации заявок потребителей. После регистрации обращения представитель поставщика услуги или управляющей компании обязан явиться в течение суток с момента получения обращения.

Шаг 2. Составляем акт-претензию в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением Кабмина №1145 от 27 декабря 2018 года**. В документе нужно описать ситуацию, указать данные замеров и дату их проведения.

Акт-претензия составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги (его представителем) или управляющим многоквартирного дома. Один экземпляр акта-претензии передается потребителю, второй хранится у исполнителя коммунальной услуги (его представителя) или управляющего многоквартирным домом.

В случае неявки представителя в течение суток с момента обращения или необоснованного отказа от подписания акта-претензии его могут подписать не менее двух соседей. Факт неявки представителя также необходимо зафиксировать в документе.

Шаг 3. Ожидаем перерасчета. Акт, подписанный потребителем и еще двумя свидетелями, нужно отправить поставщику заказным письмом. После получения письма поставщик обязан принять и зарегистрировать этот документ. Если поставщик в течение пяти рабочих дней после получения акта не отреагирует на претензию, этим он фактически признает правоту потребителя. Соответственно, должен устранить нарушения и провести перерасчет. Если это не будет сделано, потребитель вправе обратиться в суд.

Когда должны делать контрольные замеры?

Поставщик услуг по водоснабжению при оформлении акта-претензии обязан проводить контрольные замеры холодной (горячей) воды в кране утром с 7.00 до 9.00 либо вечером с 19.00 до 22.00 (в период максимального потребления и нагрузки на систему). Как это будет работать, пока непонятно, ведь рабочий день обычно начинается в 9.00 и заканчивается в 18.00?

С требованиями к показателям услуг и уменьшением платы в случае их отклонения от нормативных можно ознакомиться в правительственном постановлении по ссылке.

*Закон «О жилищно-коммунальных услугах» №2189-VIII от 09.11.2017 г. (в редакции от 9.06.2018 г.).

**Постановление Кабмина «Про затвердження Порядку проведення перевірки відповідності якості надання деяких комунальних послуг та послуг з управління багатоквартирним будинком параметрам, передбаченим договором про надання відповідних послуг» №1145 от 27.12.2018 г.

Требования к количественным и качественным показателям услуг и уменьшение платы в случае их отклонения от нормативных

Вид услуг Количественные и качественные показатели

Отклонения показателей

Допустимый срок отклонения показателей

Уменьшение платы за оказанные услуги в случае превышения срока отклонения показаний

Централизованное отопление

Своевременное начало и окончание отопительного сезона (в течение трех суток со среднесуточной температурой +8 градусов)

Просрочка срока начала или досрочное завершение отопительного сезона

На 3,3% месячной платы за каждые сутки (в случае оплаты услуг ежемесячно в течение года, учитывая то, что месячная оплата разделена на год)

Бесперебойное теплоснабжение на протяжении всего отопительного сезона

Перерывы в теплоснабжении

12 часов в сутки (один раз в месяц)

Температура воздуха в жилых помещениях (при условии их утепления) соответствует действующим нормам и правилам (+ 18 градусов, в угловых комнатах + 20 градусов)

Фактическая температура в помещениях ниже нормативной

На 5% за каждый градус отклонения от +18 градусов до +12 градусов в жилых помещениях (в угловых комнатах – от +20 градусов до +14 градусов) платы за период отклонения (в течение всего срока отклонения)

При температуре в жилых помещениях ниже +12 градусов (в угловых комнатах – ниже +14 градусов) оплата за отопление не взимается.

Централизованное снабжение горячей водой

Бесперебойное или по утвержденному графику

Перерывы в предоставлении услуг

Не более чем 6 часов в сутки при круглосуточном водоснабжении и не более, чем 30% общего времени предоставления воды по графику (не более двух раз в месяц)

На 3,3% месячной платы за каждые сутки превышения допустимого срока отклонения от показателей

Обеспечение нормативной температуры горячей воды в точке разбора не менее чем + 50 градусов и не более чем + 75 градусов

Фактическая температура горячей воды в точке разбора не соответствует нормативам

Не более чем две минуты после открытия водоразборного крана

При температуре горячей воды:

более +50 градусов – оплата взимается согласно установленным тарифам;

+45-49 градусов – оплата уменшается на 10% за весь срок отклонения;

+40-44 градусов – оплата уменшается на 30% за весь срок отклонения;

ниже +40 градусов – оплата проводится за весь срок отклонения по тарифам на холодную воду

Состав и свойства горячей воды согласно нормативам, установленным органами Госпотребстандарта и требованиям санитарного законодательства

Несоответствие состава и свойств воды требованиям Госстандарта на питьевую воду и санитарного законодательства

Не допускается

На 10% за весь период несоответствия состава и свойств воды

Централизованное снабжение холодной водой

Бесперебойное или по утвержденному режиму предоставление услуг в течение года

Перерывы в снабжении холодной водой или нарушение режима предоставления холодной воды

Не более чем 6 часов в сутки при круглосуточном водоснабжении и не более чем 30% общего времени предоставления воды по графику (не более двух раз в месяц)

На 3,3% месячной платы за каждые сутки превышения допустимого срока отклонения

Состав и свойства воды согласно нормативам, установленным органами Госпотребстандарта и требованиям санитарного законодательства

Несоответствие состава и свойств воды Госпотребстандарту и требованиям санитарного законодательства

Не допускается (или может быть установлено распоряжением местных органов исполнительной власти)

На 20% за весь период несоответствия составу и свойствам воды

Водоотведение

Бесперебойное водоотведение

Перерывы в водоотведении

На сутки в месяц

На 3,3% месячной платы за каждые сутки превышения допустимого срока отклонения

Подготовила Виктория Сергеева

Фото: akvadim.com

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
avatar
500
  Подписаться  
Сообщать о
Еще по теме
Все новости

Выбор редакции
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: