Война для Андрея Ширшова началась десять лет назад на востоке Украины. В 2015-2016 годах он участвовал в обороне поселков Водяное и Опытное, Авдеевки, подступов к Донецкому аэропорту - в частности, на легендарной позиции «Зенит» Затем вернулся к гражданской жизни. А в феврале 2022 года снова пришел в военкомат.
Командир отделения разведывательной роты механизированной бригады младший сержант Ширшов освобождал Херсон. Участвовал в тяжелых боях за Соледар. Там, спасая под обстрелами товарища, получил контузию. «Командование подавало на «Золотую звезду», но воз и ныне там», — делится воспоминаниями Андрей. После реабилитации он снова выполнял задания на линии фронта. А недавно перевелся в одну из тыловых частей.
Через три года полномасштабной войны Андрей чувствует себя довольно уставшим. Ведь, находясь в армии, по его словам, невозможно не истощиться физически и эмоционально. Тем более если воевать приходится в пехоте.
— Сначала, в начале вторжения, был месседж: это современная война, война артиллерии, ракет, и решающую роль в ней играют дроны. И, действительно, в какой-то степени так оно и есть. Но уже в конце 2022 года стало понятно, что без пехоты — никуда, — утверждает военный, — Территория, удерживаемая той или иной стороной, заканчивается там, где проходит траншея, окоп, где находится пехотинец. Поэтому пехота — это молодые и здоровые солдаты. Они должны продвигаться, захватывать очередные лесопосадки. Это явно должны быть не 45-летние пехотинцы, даже если некоторые рассказывают, как они классно воюют. Сколько из них погибло просто потому, что они не настолько быстрые. Ведь у них уже не идеальное здоровье. А ВВК — это фикция.
Андрей уверен, что призывать в армию необходимо молодых людей.
— 18-20-летние украинцы, которые не подлежат сегодня мобилизации, считаются будущим Украины, ее генофондом. Но если будущее не отстоять сегодня, то его завтра не будет, — убежден военный, — И все равно, так или иначе, приходят к снижению мобилизационного возраста. То есть надо было постараться выбить весь средний возраст, а потом браться за молодых.
Не способствуют мотивации военных на фронте и коррупционные скандалы в тылу. Хотя особо переживать очередные громкие разоблачения у наших защитников просто времени нет.
— Человек, находясь на передовой, не думает, например, «какой негодяй этот Борисов» (бывший военком Одесской области, которому ГБР вынесло подозрение в коррупции. — Прим. ред.) — все, не буду воевать, — говорит Андрей. — Он думает, как ему выполнить боевую задачу и выжить в этой ситуации.
Усиливает эмоциональное выгорание, безусловно, и служба без указания срока демобилизации — это после трех лет участия в военных действиях.
— Побежали на патриотической волне в военкоматы. А надо было бы хоть знать, когда ты можешь быть уволен и на каких основаниях. Но никто в начале войны об этом не думал, — подчеркивает доброволец, — Рвались страну защищать.
Тогда к военным люди относились, как к героям. Сегодня же отношение к ним у гражданских изменилось. И, в частности, благодаря ТЦК. Их методы доверия и любви у людей не вызывают. Боятся армии, убежден Андрей, и благодаря командирам-«мясникам» Боятся быть отправленными в «мясной штурм», которых у нас «нет и никогда не было»
— Украинский солдат, по сути, — солдат хороший. И мужество, и стойкость, и все остальные «красивые слова» — все есть налицо, — утверждает военный, — И наши провалы в войне — не на солдатах, а на ошибках командования. Моему товарищу Леше, например, который после перестрелок с корейцами в Курской области сейчас в госпитале находится, эта Курская область триста лет не нужна.
На сегодня, по словам Андрея, большинство военнослужащих ждет «заморозки» конфликта.
— Есть, конечно, подразделения, в которых готовы сражаться до конца, например, полк «Азов», «Третья штурмовая», «Пятая штурмовая» У них и отношение другое к военнослужащим своих бригад. Соответственно, идет и тренинг на высшем уровне, и идеологическая составляющая. Там, действительно, патриоты, для которых «Украина превыше всего» Это весомый фактор в армии, но они не выиграют войны. Это невозможно, даже если будут пять таких бригад, как «Третья штурмовая», — считает военный — К сожалению, вся армия не может стать, условно, «Третьей штурмовой»
Победой же Украины, по мнению Андрея, можно будет назвать просто ее существование как суверенного государства. Хотя, вероятно, и с урезанными границами.
— Мы полностью зависим от поставок запада. Поэтому, так или иначе, все равно придем к мирным переговорам. Будут и территориальные уступки. И воевать надо за то, чтобы этих территориальных уступок было как можно меньше. Чтобы после прекращения огня территорий, находящихся под контролем Украины, было как можно больше. Но главное, все-таки, — люди, а не территории, — убежден военный.
Украинское общество еще ожидают потрясения, когда с фронта вернутся сотни тысяч людей, которые захотят к себе повышенного внимания. И не без основания.
— Этих всех людей надо будет лечить, потому что вернутся они, скорее всего, нездоровыми, искалеченными и душевно, и физически. Люди, общество должны быть к этому готовы, быть максимально толерантными к ним, — утверждает Андрей. — А мне кажется, что общество не готово. И в случае, если какие-то конторы, вроде ЦНАПа, собеса, медучреждения, будут отвечать равнодушием, не исключены взрывоопасные ситуации. Я такое отношение на себе ощутил, уже будучи военным, в частности, проходя ВВК.
Через три года полномасштабной войны и психологические, и физические возможности уже далеко не те, что были перед началом вторжения, признается Андрей. И все же, несмотря на хроническую усталость и эмоциональное выгорание, мотивацию воину помогает сохранить осознание того, что под угрозой находится существование отечества, безопасность города, «который я вижу во сне», где остались родные и близкие люди.
Читайте также:
Воскресный вечер, 17 августа 2025 года, обещает быть в Одессе неспокойным: после небольшого перерыва российские… Read More
Август в Одессе – это жара, пылающая, как полуденное солнце, и лето, тающее, как мороженое… Read More
По данным синоптиков, завтра, в понедельник, 18 августа 2025 года, в Одессе и Одесской области… Read More
В Одессе есть Ланжероновская улица, Ланжероновский спуск, наконец первый городской пляж — Ланжерон. Историю Одессы… Read More
На территории Одесской области до конца сентября 2025 года действует запрет на отлов речных раков… Read More
Во время войны экспозиция археологического музея была демонтирована, ценности эвакуированы. О том, как сохранить коллекцию… Read More