На сцене Одесского академического театра музыкальной комедии им. М.Водяного 7 и 8 декабря состоится премьера спектакля «Тайна Макропулоса» по гениальной пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса».
Композитор — Владимир Баскин, драматург — Константин Рубинский. Режиссер-постановщик спектакля — главный режиссер театра заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский. Он же — автор сценической редакции предстоящего мюзикла.
Тайна, а не средство
В репетиционном зале Музкомедии звучат голоса будущих исполнителей ролей в предстоящей премьере.
Здесь же — исполнительницы роли Эмилии в обоих составах: народная артистка Украины Ольга Оганезова и заслуженная артистка Украины Ирина Ковальская. Слушаю, смотрю, в очередной раз думаю, какой «вал» работы стоит за каждым спектаклем, сколько нервов, надрыва, эмоций…
Такая вот себе оживающая легкость — мюзикл! А мюзикл-то, между тем, создан по одной из самых сложных и «круто закрученных» пьес мировой драматургии — «Средству Макропулоса» Карла Чапека.
Кстати, почему «средство» заменили на «тайну»? И что за формулу бессмертия в двух действиях собирается нам преподнести театр в начале зимы?
Режиссер-постановщик спектакля Владимир Подгородинский поясняет:
— Средство или тайна? Мне ближе второе, потому что по жанру наш спектакль — это мистический мюзикл. Детективная история, судебная тяжба, которая длится сто лет. А за всей этой «заманчивостью» — алчное желание, которое присуще людям во все времена: неутолимая тяга преодолеть отпущенные нам Всевышним годы… Я уверен, что пьеса Чапека должна быть в репертуаре театра, тем более, что у нас, к счастью, есть артисты, которые достойно донесут ее главную идею до зрителя.
Это так заманчиво!
Ого! Следовательно, кто-то вознамерился вступить чуть ли не в тяжбу уже не с человеком, а с самими Небесами?! Да возможно ли такое? Ах, оставьте пожалуйста, эликсир бессмертия, формула если не вечной жизни, то хотя бы лет в триста-пятьсот-тысячу — это ведь так заманчиво. Мы же «все спешим за чудесами», напрочь забывая, что данная жизнь и есть истинное чудо, хотя без устали твердят и твердят нам об этом мудрецы.
«Читатель увидит, что в моем произведении долголетие выглядит совсем иначе: как состояние не только не идеальное, но даже отнюдь не желательное», — писал сам Карел Чапек в предисловии к пьесе «Средство Макропулоса».
…Обворожительная Эмилия. Женщина редкой красоты, к ногам которой брошено все. Она знаменитая певица, она богата, она окружена поклонниками, которые ее почти не интересуют. Впрочем, кажется, наша героиня вообще равнодушна ко всему, кто и что там, как в калейдоскопе, кружится и вертится вокруг нее.
А вот рецепт вечной жизни — это ведь так заманчиво. И, кажется, она одна его и знает. И, кажется, ей вовсе не тридцать, а триста тридцать? И так хочется продлить жизнь еще и еще. Почему же так хочется, если давно ко всему равнодушна? Все очень просто: она всего лишь боится смерти.
Это «всего лишь» и рождает ее единственное стремление — заполучить заветную таинственную бумагу с рецептом вечной жизни.
— А это неизбежно ведет к страшным переменам в судьбе, в характере. Вот, казалось бы, чудо произошло. И что же с героиней в результате? Перед нами — сгусток пороков, иронии и сарказма. И только к финалу, близко пообщавшись с разными людьми, она сама становится другим (живым!) человеком, — дает подсказку режиссер-постановщик.
Диалог — через весь спектакль
Не потерять бы в погоне за мифической ценой вечной жизни саму жизнь — со всеми ее оттенками, эмоциями, вкусами, запахами и чувствами. И страданием. И счастьем. И каждым ее часом.
Не заблудиться бы в поисках бессмертия. Все это — в предстоящем спектакле, все это — и в нас с вами, ведь совсем скоро мы сможем окунуться в «Тайну Макропулоса», погрузиться в далеко не самое легкое размышление, поданное яркими красками мюзикла, с использованием почти невероятных спецэффектов. По сути, мы станем свидетелями настоящего красочного шоу, каким (вы никогда об этом не задумывались?) и есть сама наша с вами жизнь.
— Я ввел в спектакль еще одну исполнительницу — Элину. Это та же Эмилия, только в юности, которая еще не приняла эликсир долголетия Макропулоса. Два человека исполняют одну роль, их диалог проходит через весь спектакль. И мне показалось очень важным донести, что вожделенный рецепт вечной жизни сжигается в самой чаше жизни, а героини становятся единым целым. Так наша главная героиня обретает целостность, возвращается к самой себе. — рассказывает режиссёр.
Как сама жизнь
Спрашиваю у Владимира Подгординского, чего он как режиссер-постановщик такой необычной формулы бессмертия в двух действиях ожидает от зрителя.
— Чего ждем? Как всегда — восторгов, признания, аплодисментов. Сложный мистический сюжет передается яркими, доступными средствами, даже с озорством, несмотря на то, что сама пьеса — глубоко философская, с трагическими нотами, — отвечает режиссер.
Уверена, будут и восторги, и признание, и горячие аплодисменты. Но все, кто сейчас трудится над созданием нового спектакля, ожидает от нас с вами и другого: взаимопонимания, способности осознать, о чем, собственно, повествует предстоящая яркая постановка, какая глубокая смысловая нагрузка стала ее стержнем, самой ее сутью.
Рассказанная языком современного музыкального театра старая-старая история о стремлении «хапнуть», ни больше, ни меньше, еще сотни и сотни годочков, конечно же, станет в самом хорошем смысле эмоциональным потрясением.
Но, выходя из зала, мы должны унести в себе нечто гораздо большее — желание самому (и для себя же!) разгадать такую непростую «Тайну Макропулоса», которая, впрочем, все равно останется тайной — как сама жизнь.
Фото автора и пресс-службы театра.