Статьи

Одеский учитель рассказал о вымышленных фактах и ошибках в украинских учебниках географии

Ошибки в учебниках — это не просто опечатки, а системная проблема. Дмитрий Жданов, отличник образования и преподаватель географии одесского лицея №82, годами борется за качество учебных пособий. По его мнению, современная школа часто заставляет детей изучать устаревшую или откровенно ошибочную информацию. Почему так произошло?

Ключевые моменты:

  • Одесский учитель географии Дмитрий Жданов годами фиксирует системные ошибки и вымышленные факты в украинских учебниках, в частности по географии и курсам НУШ.
  • В учебных пособиях встречаются устаревшие даты, ошибочные научные утверждения, вымышленные географические объекты и ошибки, вызванные некачественным переводом.
  • Даже новые учебники 2025 года содержат серьезные неточности, что свидетельствует об отсутствии эффективного контроля качества со стороны издательств и государства.
  • Учитель предлагает использовать такие ошибки как инструмент развития критического мышления у детей. На ошибки нужно указывать и объяснять их.

Хит-парад абсурдных ошибок в учебниках одесских школьников

Обложка учебника по географии для 5-го класса

Больше всего претензий вызывают учебники НУШ («Познаем природу») и классические пособия по географии. Вот лишь несколько примеров, которые обнаружил одесский педагог Дмитрий Жданов:

  • Вымышленные острова. Годами в учебниках 6-го класса предлагали найти координаты острова Табор — объекта, вымышленного Жюлем Верном для романа «Дети капитана Гранта».
  • Устаревшие даты. День летнего солнцестояния указывают как 22 июня (советский стандарт), хотя уже полвека это 20 или 21 июня.
  • Путаница в терминах. Из-за некачественного перевода с русского вместо «часовых поясов» появляются «часовые», а вместо «очага землетрясения» — «очаг».
  • Научные неточности:

* астеносферу ошибочно включают в состав литосферы;

* утверждается, что почва способствовала возникновению жизни, хотя жизнь зародилась в океане;

* нефть и газ называют «горными породами» (хотя это не так).

Новейшие учебники 2025 года также с ошибками

Даже в новых изданиях на 2025 год находят грубые ошибки. Например, в составе карпатского флиша (осадочная порода) «обнаружили» глинистые сланцы, которые являются метаморфической породой.

Почему так происходит?

  1. Слепое копирование: новые учебники часто являются просто переводом старых советских пособий через Google Translate.
  2. Отсутствие ответственности: издательства не несут финансовых потерь за брак в тиражах. Если бы существовала система штрафов, контроль качества был бы строже.

Реакция Минобразования на ошибки в учебниках: «Ничего страшного»

В Министерстве образования на замечания одесского учителя отвечают сдержанно. Кое-что, конечно, исправили, но предложили Дмитрию Жданову учитывать, что иногда у детей еще недостаточно знаний для более глубокой информации, поэтому материал упрощают.

Однако Дмитрий Жданов с этим не согласен:

– Зачем сначала учить неправильно, чтобы потом в старших классах «ломать» знания ученика и переучивать заново?

Тайны минералов раскрывает география. Но нефть и газ в украинских учебниках называют «горными породами», что неверно

Лайфхак от учителя: как превратить ошибку в урок

Дмитрий Жданов предлагает не игнорировать ошибки, а использовать их для обучения.

  • Критическое мышление: ученики должны самостоятельно находить неточности. Например, проверить данные о «полюсе жары» в Иране (71℃). Обратившись к первоисточникам NASA, дети узнают, что это температура поверхности почвы, а не воздуха.
  • Результат: когда ребенок сам находит ошибку взрослых авторов, правильный ответ запоминается навсегда.

Вывод: зачем это нужно?

Дело не только в географии. В 2016 году на форуме в Давосе определили «4К» успешной карьеры:

  1. Критическое мышление.
  2. Креативность.
  3. Коммуникация.
  4. Координация.

Качественное образование начинается с качественного учебника. Если система не способна признавать и исправлять собственные ошибки, она не сможет научить детей мыслить критически.

Читайте также:

На анонсном фото: Дмитрий Жданов проводит урок по географии

Share
Світлана Комісаренко

Світлана Комісаренко – авторка видання "Одеське життя". Журналістка з понад 30-річним досвідом. Пише про медицину, освіту й соціальні питання. Має освіту у сфері фізики та психології, членкиня Національної спілки журналістів України (НСЖУ), лауреатка відзнаки «Золоте перо одеської журналістики».

Recent Posts

  • Новости

В Одесской области отменили празднование Рождества 25 декабря: какая причина

В одном из общин Одесской области полностью отменили культурно-развлекательные мероприятия, запланированные на 25 декабря. Почему… Read More

23-12-2025 в 17:31
  • Новости

Более 50 тысяч домов без электричества: что происходит с энергосистемой Одесщины

Массированные атаки по энергетической инфраструктуре Одесщины оставили без электричества десятки тысяч семей. Аварийные бригады работают… Read More

23-12-2025 в 17:02
  • Новости

100 долларов за гектар: депутат и врач погорела на взятке в Одесской области

В Одесской области правоохранители задержали депутата одного из городских советов. Будучи председателем земельной комиссии, она… Read More

23-12-2025 в 16:29
  • Статьи

Зимние подарки воинам-землякам от женских батальонов села Осички

В селе Осички работают сразу три волонтерских центра: «Невтомні руки», «Плетіння сіток» и «Бджілки». Хотя… Read More

23-12-2025 в 15:37
  • Новости

Одесские соцсети остаются «верными» русскому языку, пока вся Украина переходит на государственный, – отчет

Пока почти вся страна активно переходит на украинский язык в цифровом пространстве, Одесская область демонстрирует… Read More

23-12-2025 в 15:06
  • Статьи

«Мы учились разминировать по YouTube»: история одесского предпринимателя, который стал сапёром-разведчиком

Когда Россия начала полномасштабное вторжение, Игорь Бею — одесский активист, предприниматель — понял, что Юг… Read More

23-12-2025 в 14:35