Ренийская громада — одна из немногих в Одесской области, которая создала и уже много лет финансирует отделение социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями. Это учреждение посещают от 10 до 15 человек.
«В любую погоду наши воспитанники в восемь утра уже на пороге, — рассказывает заведующая Анна Манолова, — Они идут сюда, ведь главное для них — общение».
— Эти дети требуют круглосуточного внимания, поэтому для каждой мамы оставить своего ребенка под присмотром социальных педагогов — это возможность трудоустроиться или просто заняться бытовыми делами, — рассказывает Анна Владимировна. — Утром наши воспитанники задают каждому из нас вопрос: «Как дела?». И это не просто из любезности. Им действительно все интересно: как прошел мой вечер, что я готовила? У нас есть программа занятий по социальной реабилитации. Учим навыкам личной гигиены, поддержанию надлежащих жилищных условий и тому подобное. Мы рисуем, конструируем, лепим, слушаем музыку: дети с инвалидностью — еще те меломаны!
Анна Манолова отмечает, что до сих пор в обществе в отношении людей с инвалидностью существуют предрассудки:
— Например, испокон веков беременной женщине не разрешали смотреть на человека с инвалидностью — «чтобы такой же младенец не родился», — рассказывает педагог. — Бывает, что некоторые родители, увидев у ребенка с инвалидностью неконтролируемое слюноотделение или необычную пигментацию кожи, немедленно запрещают общаться с ним собственному ребенку. Этот страх — от неосведомленности, от элементарного незнания, как правильно себя вести.
Издание «Одесская жизнь» провело опрос в Ренийской громаде, в котором приняли участие более двухсот человек. 75% из них считают, что люди с инвалидностью нуждаются как в финансовой помощи, так и в достойном отношении общества — это не менее важно.
— Одно дело — сказать, а другое — осознать это, — отметила Анна Манолова, — Кто из этих людей готов «наводить мосты», общаться, оказывать помощь?
В последнее время все больше родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, начинают самостоятельно углубляться в проблему — читают, общаются со специалистами, даже становятся профессиональными логопедами, психологами и делятся опытом. Появились специализированные санатории, такие как «Хаджибей». Большую роль сыграл так называемый «Дом с ангелом» — реабилитационный центр имени Бориса Литвака. К сожалению, в период большой войны специальные учреждения вынуждены ограничить свою деятельность. Но еще хуже то, что многие специалисты, работающие с детьми с инвалидностью, уехали за границу.
Мы попросили Анну Манолову дать конкретные советы для разных случаев.
— Если вы хотите, например, угостить ребенка лакомством, прежде всего надо обратиться к тому, кто его сопровождает: «Можно ли узнать, как зовут вашего ребенка? Можно ли угостить его яблоком?» И вам подскажут, как лучше подойти к ребенку, чтобы он не испугался и пошел на контакт.
— Это дети, которые живут в своем мире, при этом очень тонко чувствуют незнакомых людей. Как правило, они «неприкасаемые». Нельзя просто подойти и обратиться к ребенку с аутизмом: он может испугаться, заплакать, закричать. С такими детьми лучше общаться через взрослых, которые их сопровождают.
Одесская область — многонациональный край: спросите, на каком языке ребенок разговаривает дома? С ребенком лучше говорить на его родном языке, тогда больше шансов, что он пойдет на контакт.
Бывает, что ребенок с синдромом аутизма на игровой площадке может некорректно повести себя с другими детьми. Не надо ругать его — подойдите к родителям и вежливо обратите внимание на ситуацию.
— Многие называют таких деток «солнечными» — лучше говорить так, чем «даун», что больно для родителей. Еще лучше вообще избегать каких-либо определений. Эти дети любвеобильные, они хотят внимания и очень открыты. В своих эмоциях не контролируют себя и могут обнять так сильно, что даже сделают больно. Надо за этим следить. Не предлагайте им вкусности без разрешения родителей — у них часто бывают нарушения пищеварения, и ваше угощение может навредить. Просто пообщайтесь.
— Им трудно концентрировать внимание. Они бегают, прыгают, могут кричать, ругаться, драться. Это вас, постороннего человека, может раздражать. Родители пытаются «погасить» эту энергию, но вы ничем не поможете. Можно сделать отвлекающий маневр: «Посмотри, какой яркий одуванчик». Но если вас не просят о помощи, пройдите спокойно мимо — это вас не касается.
— Эти дети живут в своем мире — это надо понять и принять. Но очень остро на ваши слова отреагируют родители, опекуны, если вы каким-то образом выразили неуважение к их ребенку. И помните: дети чувствуют интонации голоса. Если хотите пообщаться, то интонация должна быть ровной, доброжелательной.
Ребенок может трогать вашу одежду, сумку. Не пугайтесь — вам не навредят, на такой контакт можно идти. Если для вас это неприемлемо, просто скажите спокойно: «Давай мы не будем касаться друг друга».
— Большинство таких людей крепкие духом. Нередко они развивают такие навыки, которые большинству недоступны. Например, у людей с плохим зрением развивается великолепная память. Жалость к таким людям неуместна, наоборот, посочувствуйте себе: имея все возможности, вы ленитесь и не развиваете свои способности.
Дети и взрослые с физическими проблемами не принимают чувство жалости, они стремятся к достойному отношению. И вполне справедливо! Вы поймете это, если пообщаетесь с ними. Эти люди обычно очень начитанные, коммуникабельные, но в своем кругу. Если такой ребенок готов с вами общаться, то устройтесь покомфортнее, найдите скамейку в парке, чтобы говорить глаза в глаза. Большинство таких людей открыты и готовы делиться своими знаниями. Проявите свое уважение: пожмите руку, похвалите за то, что, например, в этот день ваш визави преодолел большое расстояние.
Знакомая ситуация: ребенок топает ногами и кричит. Или упал в магазине на пол и лежит. В чем проблема, вы, посторонний человек, не знаете. У ребенка может быть, например, приступ эпилепсии. Пытаясь его поднять, вы, не зная причин, можете нанести вред.
Просто спросите сопровождающего, не нужна ли ваша помощь.
А еще некоторые взрослые, видя, как ребенок «бастует», сразу реагируют фразой: «А я сейчас тебя заберу». Ни в коем случае так не говорите: этим вы только умножите детские страхи.
— Особый такт следует проявлять к семьям, где растут дети с инвалидностью. Даже если мама — сильная, целеустремленная, она все равно нуждается в поддержке.
К сожалению, многие мамочки, встретившись с неприятием общества, замыкаются в себе. Тогда нужна помощь психолога, который научит правильно воспринимать ситуацию.
Всем советую не быть навязчивыми, не давать непрошеных советов. Если ваш ребенок подошел к ребенку с инвалидностью, не мешайте — пусть общаются, делятся игрушками. Я, например, очень рада, когда мой сын после уроков приходит в наше отделение и общается с мальчиками и девочками. Потом он мне такие моменты открывает, о которых я, дипломированный специалист, даже не догадываюсь. Очень хорошо, что в детских садах и школах Украины работают инклюзивные группы и классы. Дети в основном лучше умеют найти общий язык со своим сверстником с инвалидностью. Они даже подсказывают педагогам, как себя вести.
Матеріал підготовлений завдяки фінансовій підтримці Української Асоціації Медіа Бізнесу за гроші «Німецького Фонду Маршалла з США» та «Українського Медіа Фонду»
В поселке Бородино еще до войны при поддержке государства был построен социальный Центр для пострадавших… Читать далее
На побережье Одесской области выбросило очередную морскую мину, которая была оперативно уничтожена украинскими военными. Об… Читать далее
14 февраля 2023 года военный Виталий Верес получил тяжелое ранение во время обороны Бахмута, когда… Читать далее
Сентябрь. Налилась красным цветом калина, которая является одним из символов Украины. Коллектив областного центра национальных… Читать далее
16 сентября 2024 года жители Одессы и региона ощутили подземные толчки. В домах качались люстры,… Читать далее
Второго сентября, в день рождения художника, которому должно было исполниться 70 лет, в медиацентре Любашевской… Читать далее