Прямая телефонная линия по вопросам обслуживания Балтской громады первичным звеном медицины состоялась 13 ноября. Жители громады имели возможность задать вопросы директору коммунального некоммерческого предприятия «Балтский центр первичной медико-санитарной помощи» Станиславу Ивановичу Черному и получить ответы.
Балтян интересовали вопросы профилактики, реабилитации, вакцинации, доступа к бесплатным услугам и тому подобное.
Владимир Кузьменко: Может ли семейный врач предоставить консультацию или помощь при проблемах со слухом?
— Да, осмотреть может, но диагноз не ставит. Врач определяет, по поводу чего пришел пациент, на что жалуется. Если семейный врач сделал все, что входит в его обязанности, а ситуация не улучшается, он дает направление к специалисту.
Однако, если пациенту необходимо срочное обследование, а ЛОР проводит прием в определенные дни, мы рекомендуем обратиться в Подольск или к частному врачу. В общем, по электронному направлению можно обратиться к любому врачу на территории Украины.
Нина Сахарова: Какие услуги можно получить на базе Центра первичной медико-санитарной помощи бесплатно?
— Каждому пациенту раздавали буклеты о бесплатных услугах семейного врача. Есть они на стенде в Центре, на нашем сайте. Это диагностика, лечение, неотложная медицинская помощь, вакцинация, сопровождение беременности, помощь детям, выдача справок, паллиативная помощь, консультации.
Евгений Килимник: Раньше больные после инфарктов и инсультов проходили реабилитацию в Лермонтовском санатории в Одессе. Сейчас семейный врач может посодействовать в реабилитации своему пациенту?
— Это вопрос скорее к руководителю многопрофильной больницы. Однако скажу, что да, до войны реабилитация работающих пациентов проводилась на базе Лермонтовского санатория. Пациенты с открытым больничным из стационарного отделения отправлялись туда. Сейчас такой возможности нет.
На территории больницы есть «инсультное», «инфарктное» и реанимационное отделение. Есть опытные специалисты, которые контролируют потребность в реабилитации пациентов и возможность ее осуществления.
Сергей Белоус: Актуальна ли сейчас вакцинация от коронавируса? Как часто надо делать прививки?
— Полным курсом вакцинации против коронавируса являются три прививки — две основные и одна бустерная. Это общий рекомендуемый курс для каждого человека. Все остальные вакцинации — это сезонные бустеры, которые надо делать только людям из группы риска.
В Украине нет ежегодной вакцинации против коронавируса, как, например, против гриппа. Вакцинация против COVID-19 бесплатная. Записаться можно у семейного врача.
Татьяна Павлюк: Проводится ли сейчас профилактика инфекционных заболеваний?
— Конечно, проводится. И лучшая профилактика — это прививки. В последнее время, в связи с войной, многие люди сами обращались к семейным врачам по поводу получения прививки от столбняка, которую взрослый человек должен делать каждые 10 лет.
По неинфекционным заболеваниям — гипертоническая болезнь, сахарный диабет — семейные врачи проводят скрининговое анкетирование пациентов на приеме.
Сейчас много внимания уделяется вакцинации детей от кори. Украина лидирует по количеству больных корью в мире. Прививки — единственный способ защититься от болезни, от которой нет лекарств.
Николай Гранченко: Как осуществляется помощь пациентам с подозрением и диагнозом туберкулез?
— Медицина научилась лечить туберкулез эффективно. Если человеку поставили диагноз впервые, то через две недели курса лечения он уже является безопасным. Может проживать в семье, а не изолированно, и иметь социализацию. У семейного врача есть скрининговые анкеты: если есть подозрение — просим сдать анализы.
В Балте от Одесского центра социально значимых болезней работает врач-фтизиатр. Проводится экспресс-обследование мокроты, и за два часа можно получить результаты. Оперативность — признак нынешнего времени. Туберкулез контролируется. Даже после закрытия тубдиспансера у нас не двинулась лавина больных.
София Сергеева: Какие анализы можно сделать в ЦПМСП и дает ли семейный врач направление в «Смартлаб»?
— Лаборатория в нашем Центре действует в соответствии со стандартами. Анализы крови и мочи делаются полуавтоматически. Также — глюкоза крови, общий анализ крови (лейкоцитарная формула), общий холестерин, пикфлуометрия (показатели дыхательной системы), быстрые тесты на ВИЧ, вирусный гепатит, беременность, тропонины (инфаркт).
В коммерческие лаборатории мы направления не даем.
Анна Куплевацкая: Я болею сахарным диабетом и должна контролировать уровень сахара в крови. Часто мне говорят, что нет реактивов. Действительно ли это так?
— Если вам отказали, то надо прийти к директору больницы и спросить, временно ли нет реактивов? Или обратиться к начмеду или на горячую линию 16-77 — это Национальная служба здоровья Украины (все звонки — бесплатные). Там реагируют мгновенно на обращение — отправляют запрос на электронную почту больницы, на который в определенный срок должны ответить, по какой причине пациенту отказано в бесплатной услуге. Надо уметь защищать свои права.
Андрей Титов: Почему в лаборатории не делают анализы на плохой холестерин?
— Скрининговое определение у пациента общего холестерина является выполнением договорных условий нашего Центра с НСЗУ. Для этого мы заключили договор субподряда с многопрофильной больницей. По направлению семейного врача или врача-кардиолога или терапевта больницы там делают анализ на липопротеиды низкой плотности, то есть на плохой холестерин. По направлению все анализы делаются бесплатно. По поводу непроведения бесплатного исследования необходимо обращаться с жалобой к руководству больницы.
Иван Стойков: Выписывает ли семейный врач рецепты на лекарства для онкобольного и где эти лекарства можно получить?
— Обезболивающие препараты выписывает врач-онколог или врач общей практики по месту учета онкобольного лица. Действует обновленный реестр лекарственных средств, подлежащих реимбурсации. В реестр включены обезболивающие препараты морфина для паллиативных пациентов. К сожалению, морфин можно получить только в одесских аптеках. Я поднимал вопрос об отпуске этого препарата в аптеках Подольска или Балты, потому что север Одесской области не обеспечен. Но пока безрезультатно.
С ноября этого года прекращено выписывание так называемых розовых ф.3 рецептов. Только электронные, за исключением случаев отключения электроэнергии в Центре. По первому рецепту, то он выписывается после общения врача и пациента, в дальнейшем дистанционно, при необходимости, для продолжения обезболивания.
Кроме морфина, все остальные препараты — за счет пациента. Институт рака и онкодиспансеры в Киеве имеют пакеты, по которым выдаются лекарства для онкобольных бесплатно.
Александр Рощин: Может ли пациент звонить к семейному врачу в любое время при необходимости?
— Лучше всего — это договориться с врачом о форме и времени общения. Давать свои контакты или нет — определяет врач. Можно написать в вайбере или позвонить по телефону (04866) 2-42-22. Если врач свободен, он вас выслушает, если врача нет — вам предложат других специалистов, к которым можно записаться или проконсультироваться. Главное понимать, что врач тоже человек и тоже нуждается в личном пространстве.
Наталья Прицепова: Почему в поликлинике не работает стационарный телефон? Невозможно соединиться с врачом. Старикам и инвалидам надо ехать по направлению.
— Да, действительно, две недели стационарный телефон по номеру 2-42-22 не работал. Нас не предупредили об отключении при переводе на IP-телефонию. Внутренние телефоны и мобильный (099) 902-42-22 работали, поэтому мы не знали об отключении и не смогли предупредить людей.
Я искренне прошу прощения у всех за неудобства. Сейчас все телефоны в рабочем режиме.
Сейчас работаем над тем, чтобы предоставить людям возможность проконсультироваться с семейным врачом по мобильному номеру в нерабочие часы.
Публікація підготовлена за фінансової підтримки Європейського Союзу. Її зміст є виключною відповідальністю видання «Одеське життя» і не обов’язково відображає позицію Європейського Союзу.