Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда приобрел товар в магазине, но в нем были обнаружены недостатки. В таком случае нужно сразу отстаивать права потребителя. На какие законы опираться и как правильно действовать, объясняет юрист Одесского бюро правовой помощи №3 Татьяна Пироженко.
Следует различать права потребителей при приобретении товара надлежащего и ненадлежащего качества. Поэтому напомню, что согласно статье 9 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован по назначению.
Обмен производится, если:
При отсутствии аналогичного товара в продаже мы имеем право приобрести любой другой товар из ассортимента с перечислением стоимости, подождать поступления нужного товара в продажу и обменять или расторгнуть договор и получить обратно деньги.
Желая вернуть средства, необходимо:
Деньги за товар возвращаются потребителю в день расторжения договора или в течение семи дней по договоренности.
При приобретении товара ненадлежащего качества, недостатки которого установлены в течение гарантийного срока, согласно статье 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право требовать:
При требованиях о безвозмездном устранении недостатков товара все недостатки должны быть устранены в течение 14 дней с даты его предъявления или с согласия сторон в другой срок.
Также по письменному требованию потребителя во время ремонта ему могут предоставить (с доставкой) в пользование аналогичный товар. За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении аналогичного товара и при задержке устранения недостатков потребителю выплачивается неустойка в размере 1% стоимости товара.
В случае выявления в течение гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя) или фальсификации товара, подтвержденных экспертизой, потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право требовать от продавца или производителя:
Потребитель имеет право предъявить одно из вышеупомянутых требований, а в случае невыполнения — заявить другое. Замена товара на такой же или аналогичный при наличии должна произойти сразу, в случае необходимости проверки его качества — в течение 14 дней или по договоренности сторон. Однако при отсутствии товара требование о его замене удовлетворяется в двухмесячный срок с момента подачи заявления.
Деньги за ненадлежащий товар аналогично возвращаются потребителю в день расторжения договора или другой срок по договоренности сторон в течение семи дней.
При замене товара с недостатками товара аналогичной марки, цена на который изменилась, — пересчет стоимости не производится. В случае замены товара с недостатками на такой же товар другой марки — перерасчет стоимости товара с недостатками при повышении цены производится исходя из его стоимости на время обмена, а в случае снижения цены — исходя из стоимости на время покупки.
При отказе обменять товар или вернуть средства у потребителей есть два способа защиты своих прав.
Первый способ — досудебный, предусматривающий обращение к продавцу с соответствующим письменным заявлением или жалобой с указанием своих требований и предоставлением всех подтверждающих документов (копии чека о приобретении, гарантийного талона — в случае обмена товара). Заявление необходимо написать в двух экземплярах: один предоставляется продавцу, на втором (остается у потребителя) ставится отметка о принятии. Если продавец отказывается принимать письменное заявление, потребитель вправе направить его письмом.
В случае неудовлетворения требований следует обратиться с письменной жалобой в территориальный орган Госпотребслужбы Украины, в которой:
Срок рассмотрения жалобы – месяц.
Второй способ защиты потребителей — судебный, он предусматривает обращение в суд (по месту жительства, причинение вреда или исполнение договора) с иском (о возмещении вреда, причиненного некачественными товарами и услугами, об обмене товара ненадлежащего качества и другие). Потребители освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, связанным с нарушением прав.
Адрес: улица Разумовская, 37;
Телефон: (048) 705-32-01;
Электронная почта: pershe.odesa@legalaid.od.ua.
Адрес: улица Атамана Головатого, 1;
Телефон: (048) 705-32-36;
Электронная почта: druhe.odesa@legalaid.od.ua.
Адрес: улица Заболотного, 6,
Телефон: (048) 758-05-13;
Электронная почта: tretie.odesa@legalaid.od.ua.
Адрес: улица Коблевская, 40;
Телефоны: (048) 726-14-44, (048) 726-14-45;
Электронная почта: odesa.local@legalaid.od.ua.
Здійснено за підтримки Асоціації «Незалежні регіональні видавці України» в рамках реалізації проєкту Хаб підтримки регіональних медіа. Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією партнерів
Читайте также:
В Одессе правоохранители задержали заведующую одного из отделений "Детской городской клинической больницы №3". Ее подозревают… Read More
22 ноября 1954 года, т.е. ровно 70 лет назад «скопытился» Андрей Януарьевич Вышинский. «Фи!», —… Read More
В части Приморского района Одессы в пятницу, 22 ноября 2024 года, временно отключат воду. Причина… Read More
В ЮНЕСКО дали ответ на нашумевшее «Одесское письмо», в котором противники деколонизации топонимов, названных в… Read More
Завтра, в пятницу, 22 ноября 2024 года, в Украине и, в частности, в Одессе и… Read More
21 ноября Украина отмечает День Достоинства и Свободы в Украине - один из знаковых государственных… Read More