Вышитые полотенца и салфетки, простыни и скатерти, палатары и домотканые ковры, витинанки и нафраницы – все это и чуть больше вы можете увидеть в Загниткове на Подолье.
– Это не свадьба, если до нее не было соткано с полсотни полотенец. В каждом доме был ткацкий станок. Нас было четыре девушки, и всех нас мама научила ткать. С каждой дочерью она готовила свадебные рушники. Полотенцев нужно было много, потому что у них было разное назначение: к иконам, которыми родители благословляли нас, под жевну, под ноги, для сочетания рук невест, для дружки, старостам, сватам, нанашкам и т.д. Полотенца на свадьбу в Загниткове в основном ткали «фасолькой» и «лучком». А вышивали грушей (цвет груши) и яблоневым цветом, — рассказывает Светлана Олейник.
У подружек невесты были свои обязанности. Например, дружка должна была к каждому полотенцу выплести крючком кружево, которое цеплялось с обоих концов полотенца. В Загниткове говорили на это кружево «сетка». Вытканный узор занимал треть длины полотенца. В основном они были свадебные и имели в орнаменте красные и светлые цвета.
Нанашку, например, связывали так. На груди складывалось полотенце и на спине еще одно. Также с обеих сторон, под руки, и все это подпоясывалось еще одним полотенцем.
На голову нанашке крепилась на франица (с молдавской – «платочек»). Их вышила невеста. Это небольшие куски домотканого полотна, украшенные узорами. Нанашка обязательно цепляла на франицу красную ленту, что свидетельствовало о целомудрии молодой.
Загнетковские узоры полотенец, на франиц имеют свою орнаментальную систему. Она схожа с изготовлением палатаров, налавщиков. Однако отлична от вышивки женских и мужских сорочек. Здесь чувствуется влияние молдавской культуры.
Кстати, свадебный обряд этого края, записанный от старожилов, «Витоки» показывали в Киеве, в музее Ивана Гончара.
Вышивали девушки и рубашки. Не только для себя, но и для жениха. Они были праздничные, из тонкого отбеленного полотна. Ее жених надевал на свадьбу, а под ней была вышитая мамой рубашка.
По традиции в Загнеточные рубашки вышивались белизной.
Но домотканые полотенца и вышиванки отошли из быта где-то в 60-х годах прошлого века. Ибо, по свидетельству старожил, домотканое полотно было не модным, а на другом фоне узоры теряли свою традиционность и привлекательность.
К счастью, сегодня прабабушкино наследие – украинские полотенца, вышиванки и палатары – приобрели статус реликвий. И они теперь не только хранятся в музеях и сундуках бабушки, но и уважительно одеваются — в том числе и воспитанниками коллектива «Истоки».
Полотенца и вышиванки из Загниткова хранятся в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» в Киеве.
Читайте также:
Наушники-переводчики — это не просто гаджет, а настоящий мост между языками. Они распознают речь собеседника,… Read More
В Одесской области разоблачили инспектора пограничной службы, который наладил канал незаконной переправки мужчин призывного возраста… Read More
Стабилизационные отключения электроэнергии, введенные по всей стране после очередной массированной атаки россиян на энергообъекты, продолжатся… Read More
Во вторник, 18 ноября 2025 года, в Одессе и области синоптики обнародовали обновленный прогноз погоды.… Read More
Две подруги решили отправиться в осенний поход на гору Парашка во Львовской области, однако путешествие… Read More
Днями историк и бывший руководитель Института национальной памяти Владимир Вятрович представил книгу про последнего командира… Read More