«Одесская жизнь» нашла одесские адреса самого легендарного одесского литературного героя нашего города.
В Одессе нет «классического» памятника нашему дорогому, любимому, овеянному легендами Остапу Ибрагимовичу, товарищу Бендеру! Ну такому одесскому во всех смыслах литературному герою. Пока, во всяком случае. А вот понятие «одесские мемориальные адреса Остапа Бендера» есть. И «Одесская жизнь» предлагает вам с ними ознакомиться, тем более, что сегодня — наша с вами Юморина, которая никак не обойдется без образов Оси, Кисы и его «родителей» Ильфа и Петрова.
К Осипу Шору
Собственно в Одессе уже есть что-то вроде туристической тропы имени Бендера, и самое время пройтись по ней, еще и еще раз задаваясь вопросом: «Где одесский памятник великому комбинатору?!».
Итак, все начинается с рождения на свет. Спешим в Народный музей органов внутренних дел Одесской области. Кажется, то, что мы здесь услышим, многие одесситы давно выучили наизусть, но все же напомним: Остап — образ собирательный. Что же до его «прямого» прототипа, то таковой, конечно же, существовал. В Музее нашему герою, то есть, его прототипу, посвящен часть стенда (рядом с которым, кстати, красуется и «тот самый» стул, именуемый 13-м, что создает дополнительную интригу). Изучая экспонаты, узнаем, что наш товарищ Бендер «списан», в основном, с реального Осипа (Остапа) Беньяминовича Шора, родившегося в 1899 году в городе Никополе, брата поэта Анатолия Фиолетова (Натана Шора). В малолетнем возрасте братья очутились в Одессе. Осип Шор работал в уголовном розыске.
Валентин Катаев (брат Петрова, одного из «родителей» Остапа) в книге «Алмазный мой венец» пишет: «внешность Остапа… авторы сохранили в романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом, принявшим угрожающие размеры. Он был блестящим оперативным работником. Бандиты поклялись его убить. Но по ошибке, введенные в заблуждение фамилией, выстрелили в печень его брату, поэту-футуристу… И что же сделал брат убитого поэта?.. Он узнал, где скрываются убийцы, и один, в своем широком пиджаке, матросской тельняшке и капитанке на голове, страшный и могучий, вошел в подвал, где скрывались бандиты…».
Прототип Остапа Ибрагимовича Остап Шор дожил до восьмидесяти лет. В Никополе, на его родине, местными энтузиастами даже проводился День авантюриста, в программу которого входил конкурс по распиливанию гирь.
Ну теперь — самое время покинуть Музей и пройтись таки по сегодняшним одесским местам, где все же увековечен наш Остап. Итак, «адреса» Остапа-Сулеймана-Берты-Марии Бендера-бея. Напомню: еще в советские времена в городе появились два кафе, где таки витал дух Остапа — «Золотой теленок» и «Антилопа-гну». Они «живут» и сегодня. Интерьеры оформлены в «тему». Так что кое-что есть уже.
Площадь имени Остапа
Кстати, а вы в курсе, где в Одессе находится площадь имени Остапа Бендера? Она самая крошечная в городе, создана в виде круга. Это на Дерибасовской, и именно там и находится памятник тому самому 12-му стулу, постоянно оккупируемый желающими на него присесть и сфотографироваться. Конечно же, понятие «площадь» — исключительно юморное, ибо площадью назван круглый постамент памятника 12-му стулу. То есть, это такой одесский прикол, но, тем не менее, мы все же можем с гордостью сказать, что у нас имеется «географическая городская точка», названная именем Великого комбинатора.
Киса и Ося были здесь
Памятник нашему Осе (вместе с Кисой) имеется и рядом, тоже в Горсаду. То есть, не памятник, а арт-объект у кафе, где Остап и Киса сделаны под бронзу. Киса стоит с перевернутой шапкой, и ему постоянно бросают туда «милостыню». Фигуры легкие, их то и дело обновляют, по утрам выносят, по вечерам уносят в помещение кафе. Однажды их покрасили «под серебро», но этот цвет не прижился. Выглядят оба как стационарные памятники, пользуются популярностью и у одесситов, и у приезжих.
В Саду скульптур Литературного музея
Сад скульптур Литературного музея, известный своими чисто одесскими крошечными памятниками, тоже порадует нас. Здесь есть памятник экипажу Антилопы, конечно же, с Остапом на первом плане — творение скульптора А.Токарева. Ну а позже здесь появился памятник и «папам» Остапа — И.Ильфу и Е.Петрову, созданный скульптором О.Черноивановым.
Где в Одессе Бендер работал управдомом?
Одесса была бы не Одессой, если бы не пошла в деле увековечения великого комбинатора своим не самым обычным путем. Так, на улице Екатерининской, 47 имеется беломраморная доска с барельефом сына турецко-поданого. Она гласит, что в этом доме Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей с 31 марта 1931 года по 1 апреля 1932 года служил управдомом. Увы, барельеф самого Остапа вандалы сорвали с этой необычной мемориальной таблички. Буквы стираются, барельеф не восстановлен. Задумка продолжает приятно удивлять: получается, решивший переквалифицироваться в управдомы Остап Бендер таки трудился в родном городе.
Ключ от квартиры
В апреле прошлого года Одесса порадовалась новом арт-объекту, тоже напрямую связанному с товарищем Бендером. На ул. Ильфа и Петрова, у кафе «Вечерний Баку» (кстати, напомним, что отец Федор в поисках сокровищ мадам Петуховой отправился именно в Баку!) открылся памятник ключу. Тому самому — от квартиры, где деньги лежат (автор — А.Любов). Длина самого ключика составляет лишь 28 сантиметров. На нем имеется надпись-подсказка: «От квартиры».
Остап настенный
Настенный Остап, то есть, ставший героем стрит-артов и муралов, тоже в Одессе имеется. На самом большом, можно сказать, гигантском стрит-арте, расположенном во дворе дома по ул. Еврейской, 32, среди исторических и литературных героев находим и нашего Осю. Конечно же, в компании с Кисой.
Изображение нашего Остапа, равно как и Паниковского, можно увидеть и на старой трансформаторной будке на углу улиц Малой Арнаутской и Екатерининской. А вот в старом одесском дворе в переулке Маяковского в прошлом году тоже появился еще один городской Остап. Он изображен с очередным выпотрошенным стулом, в окружении своих же, ставших уже крылатыми, фраз. В ожидании замерла Антилопа у конторы «Рога и копыта».
И в таком же ожидании живут одесситы, которые, особенно по случаю Первого апреля, в очередной раз задаются вопросом: когда же, мол, появится у нас настоящий памятник нашему такому всеми любимому Остапу-Сулейману-Берте-Марии Бендеру-бею?..