О необходимости использования в Одессе электробусов городские власти заговорили еще семь лет назад. Это экологически чистое средство передвижения, к радости одесситов, должно было заменить ненавистные маршрутки и связать между собой отдаленные районы города коммунальным транспортом. Перед войной в Одессе несколько электробусов таки появились — мелькнули и исчезли. Сейчас в муниципалитете собираются этот проект возобновить. О плюсах и минусах электробусов и о том, когда одесситы наконец-то смогут на них ездить, узнавала «Одесская жизнь».
Запустить первые в Украине электробусы в Одесском департаменте транспорта обещали еще в 2017 году. Экологически чистые и маневренные, они смогли бы охватить районы города, где нет контактной сети. И со временем — стать альтернативой маршруткам.
Правда, серийного производства электробусов в Украине тогда не было. И умельцы из КП «Одесгорэлектротранс» самостоятельно сделали первый собственный экземпляр — переоборудовали из чешского троллейбуса Skoda 90-х годов выпуска. Стоила реконструкция городскому бюджету 3,5 миллиона гривен, втрое дешевле стоимости новой машины. А основной фишкой одесской разработки, по словам мастеров, стала возможность для него заряжаться на ходу.
В 2019 году электробус вышел на маршрут троллейбуса №10. К тому же параллельно проходил тестовые испытания по улице Балковской, до сих пор лишенной электротранспорта.
Умельцы из ОГЭТ планировали собрать еще четыре экземпляра. Но что-то пошло не так. Уже на следующий день электробус не смог закончить свой маршрут. И больше не появлялся.
В 2021 году городские власти дважды пытались закупить шесть электробусов. Но тендеры в мае и июле не состоялись.
Появились электробусы на многострадальной Балковской лишь в октябре. Правда, всего три машины, и опять-таки производства КП «Одесгорэлектротранс».
Курсировали они по маршруту, соединявшему Молдаванку и Дальние Мельницы с центральной частью города: улица Корнюшина — железнодорожный вокзал. От вокзала до Пересыпского моста машины работали в режиме троллейбуса — под контактной сетью. А затем — опускали штанги и продолжали движение на аккумуляторной батарее.
Так как электробусов на маршруте было явно недостаточно, интервал их движения был довольно длительный — 24-27 минут. И поскольку новых машин в обозримом будущем не предвиделось, проект потихоньку прикрыли. Тем более что после начала полномасштабной агрессии рф начались перебои с электричеством.
Вместе с тем еще в 2017 году в стране стартовал проект «Городской общественный транспорт в Украине». В рамках его реализации планировалось обновление парка коммунального общественного транспорта, реконструкция его инфраструктуры, внедрение «электронного билета». Финансирование проекта — за счет кредитов Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции под госгарантии. Подключилось к программе и КП «Одесгорэлектротранс».
В рамках участия в этом проекте в 2018 году Одесса получила 47 троллейбусов. Но от идеи приобретения электробусов городские власти не отказались.
В феврале 2022 года Верховная Рада ратифицировала финансовое соглашение по второму этапу проекта «Городской общественный транспорт в Украине». Одесса подала заявку на закупку 30 электробусов. Но с началом полномасштабной войны проект, понятно, заморозили. Недавно возобновили вновь.
— Сейчас уже понятно, что Одессу точно никто не захватит. И поэтому можно думать о будущем, — прокомментировал решение глава транспортной комиссии Одесского горсовета Петр Обухов.
По словам вице-мэра Одессы Сергея Тетюхина, электробусы приобретают для решения конкретной задачи — улучшения транспортного сообщения между поселком Котовского и центральной частью города.
— Покупка 30 электробусов даст возможность заменить на экологически чистый транспорт 60 маршруток, курсирующих в этом районе, — заявил вице-мэр. — Это наша плановая работа по развитию городского общественного электротранспорта и постепенной замене маршрутных такси на более комфортный и современный транспорт.
По предварительным расчетам, длина маршрута, по которому будут курсировать электробусы, составит 35 километров; продолжительность оборотного рейса — 108 минут; интервал движения — 6-8 минут.
— Мэрия предложила запустить электробусы по улице Семена Палия, дальше — по Николаевской дороге, спуску Маринеско и через Преображенскую — к вокзалу, — детализирует маршрут Петр Обухов. — В принципе, это логично. Потому что на улице Семена Палия нет вообще никакого муниципального общественного транспорта, а только маршрутки. Надеюсь, восстановят электробус и на Балковской.
На последней сессии горсовета участие Одессы во втором этапе проекта «Городской общественный транспорт в Украине» было принято единогласно. Но это совсем не означает, что электробусы покатятся по Одессе уже в ближайшее время. Когда проведут конкурс на поставку машин, в мэрии пока не знают. Реализация таких проектов — процесс длительный. Составление документов и их согласование ведется со множеством бюрократических процедур. К примеру, на конкурс по покупке многосекционных трамваев город потратил три года: с 2019-го по 2022-й. И, хотя победителя определили, пока ни одного нового вагона поставлено не было.
— Пройдет еще полтора года на подписание всех документов и согласование их в Европейском инвестиционном банке. Только после этого будет проведен тендер и определен производитель этих электробусов. И еще, наверное, нужен будет как минимум год, чтобы их произвели и установили в городе зарядные станции, — полагает Петр Обухов. — Поэтому по самому оптимистичному сценарию раньше 2026 года мы электробусы не увидим.
Для приобретения электробусов КП «Одесгорэлектротранс» собирается взять кредит в Европейском инвестиционном банке в размере 13 миллионов евро. Кредитные условия согласованы: фиксированная ставка — 2,34%, срок погашения займа — до 22 лет плюс пять лет — льготный период.
— Первые выплаты по этому кредиту будут не ранее 2027-2028 годов. Сейчас мы ни копейки на это не тратим. Если вдруг так получится, что в 2026 году война еще не закончится, то мы сможем просто это направление снова «заморозить» и не тратить деньги. Так что с этой точки зрения — это абсолютно безопасная история, — считает депутат.
В общем, верим в ВСУ, приближаем нашу победу и надеемся, что после освобождения Украины одесситы на электробусах таки смогут прокатиться.
— Лично я не особо приветствую электробусы. Я поддержал этот проект, потому что они все равно в тысячу раз лучше маршруток, а другой транспорт Европейский инвестиционный банк нам не предлагал, — объяснил Петр Обухов. — У меня на первом месте среди видов общественно транспорта — трамвай. Я считаю, что в будущем нужно на улице Семена Палия проложить трамвайную ветку. И сделать так, чтобы трамваи ездили быстро, чтобы были новые комфортные вагоны.
По мнению Обухова, уступает электробус и троллейбусу. Дело в том, что он возит на себе тяжелый аккумулятор — то есть на передвижение затрачивается больше энергии. К тому же в холодное время года батарея теряет часть своей емкости.
— Через пять-семь лет емкость батареи все равно уменьшается. Любой владелец мобильного телефона понимает, как это бывает. Потому впоследствии нам придется тратить деньги на обновление батарей этих электробусов, — признает глава транспортной комиссии. — Думаю, что вместо электробусов было бы правильнее закупить троллейбусы и проложить сеть либо приобрести троллейбусы с автономным ходом.
Хотя у электробусов есть и достоинства, признает Обухов. Можно очень легко и быстро менять маршруты и направлять машины в другую часть города.
Читайте также:
В поселке Бородино еще до войны при поддержке государства был построен социальный Центр для пострадавших… Читать далее
На побережье Одесской области выбросило очередную морскую мину, которая была оперативно уничтожена украинскими военными. Об… Читать далее
14 февраля 2023 года военный Виталий Верес получил тяжелое ранение во время обороны Бахмута, когда… Читать далее
Сентябрь. Налилась красным цветом калина, которая является одним из символов Украины. Коллектив областного центра национальных… Читать далее
16 сентября 2024 года жители Одессы и региона ощутили подземные толчки. В домах качались люстры,… Читать далее
Второго сентября, в день рождения художника, которому должно было исполниться 70 лет, в медиацентре Любашевской… Читать далее