Новости Одессы и Одесской области

Одесский мастер совершенствовал скрипки Страдивари

Одесский мастер совершенствовал скрипки Страдивари

В этом году исполняется 155 лет со дня рождения выдающего скрипичного мастера Льва Добрянского. Он не только создавал собственные скрипки с уникальным звучанием, но и возвращал жизнь инструментам, созданным великими итальянцами.

Дешевую скрипку превратил в шедевр

Родился Лев Владимирович в Одессе и был натурой разносторонней — занимался  сценическим искусством и пиротехникой, писал стихи и создал либретто к опере «Бахчисарайский фонтан». Он учился в Ришельевской гимназии и играл на скрипке в гимназическом оркестре. Уже в то время он задумывался о секретах создания этого инструмента.

Так же, как за триста лет до него Амати или Гварнери, Добрянский искал идеальную древесину, экспериментировал с лаком и материалом струн. Он разработал собственную технологию вставки струн, а готовые скрипки покрывал лаком, рецепт которого искал много лет, изучая лакировку прикладов старых ружей и старинных виолончелей.

Заметка о мастере, который умеет возвращать голоса старым инструментам, появилась в газете. Добрянского пригласили в Петербург, где комиссия во главе с начальником придворного оркестра и музыкального музея исследовала его скрипки. Отечественные эксперты пришли в восторг, однако недоверчивая Европа к Добрянскому относилась настороженно.

В 1902 году мастера пригласили в мюнхенскую оперу, где ему и его инструментам устроили настоящий экзамен. Добрянскому предложили переделать дешевую скрипку так, чтобы на ней можно было играть со сцены. Результат оказался блестящим, и следующим инструментом, которому Добрянский должен был вернуть голос, стала уникальная скрипка Страдивари.

лев добрянский

Короткая заметка о Добрянском в одной из советских газет и сделанные им скрипки

На мастера совершали покушения

Вскоре слухи о русском самородке дошли до баварского принца Людвига Фердинанда, и он доверил Добрянскому для реставрации 17 скрипок из своей коллекции. Это стало лучшей рекомендацией, и к мастеру начали обращаться многие состоятельные люди, обладавшие уникальными инструментами.

Лев Владимирович постоянно изучал акустику, механику и законы ритма, создал сложный прибор — динамометр для определения давления струн. У него консультировались самые знаменитые люди мира — музыканты, ученые, архитекторы. Например, мастер был дружен с Вильгельмом Рентгеном, который проводил вечера в доме Добрянского в беседах о законах физики.

Чем большую известность приобретал мастер, тем больше его ненавидели фабриканты музыкальных инструментов и коллекционеры, считая опасным конкурентом. Ему стали писать анонимные письма с угрозами. Причина была проста — ведь если кто-то сможет создать скрипку, равную Страдивари или Амати, то старинные инструменты начнут обесцениваться.

Сначала производители скрипок действовали «деликатно» — они попытались подкупить эксперта, чтобы он дал негативный отзыв о работе Добрянского, но тот отказался. Тогда события стали развиваться по «хард-сценарию» — мастера решили уничтожить физически.

Каждое утро Добрянский прогуливался по Мюнхену, проходя по одним и тем же улицам. Однажды с подоконника третьего этажа упал цветочный горшок. Добрянский посчитал это случайностью и маршрут прогулок не изменил. Но на следующий день история повторилась, только в этот раз «снаряд» оказался более крупным — на мостовую грохнулся целый цветочный ящик. Сделай мастер еще полшага — и все закончилось бы трагически.

Добрянскому пытались продать его же инструменты

Лев Владимирович решил на время уехать из Германии, тем более, обстоятельства как раз благоприятствовали этому. Знаменитый скрипач, «чешский Паганини» Ян Кубелик, приглашал Добрянского в Лондон, чтобы мастер вернул голос скрипкам Страдивари и Гварнери. Кстати, в Лондоне Добрянский совершенно бесплатно усовершенствовал инструмент дочери швейцара отеля, в котором жил, превратив копеечную скрипочку в дорогой инструмент.

В 1910 году мастер создал одну из лучших своих скрипок — «Германию». Купивший ее Ян Кубелик, писал Добрянскому: «Вашей скрипкой «Германия» вы не только достигли совершенства итальянских мастеров, но и перещеголяли их… Струны моего Страдивари кажутся мне теперь шпагатом».

Мастерство одессита подтвердил и еще один эпизод — курьезный. В Брюсселе Добрянскому предложили купить старинную итальянскую скрипку. Покупать ее мастер не собирался, но очень хотел услышать голос. Когда гость достал инструмент из футляра, Лев Владимирович ошеломленно застыл: это была скрипка, которую он сделал собственными руками, а внутри находился его автограф с формулой скрипки. Эта история была не последней — через много лет на одесской таможне мастер точно так же опознает свою скрипку, которую пограничники примут за средневековый шедевр.

Скрипка для врагов

В ответ всем недоброжелателям Добрянский создал скрипку «Шутка». На ее нижней деке изображена Пьеретта, показывающая нос, а внутри надпись: «Посвящается моим врагам». Звучание у скрипки очень необычное, и она знакома не только в Европе, но даже в Чили. За эту скрипку мастеру не раз предлагали десятки тысяч долларов, но продавать ее он отказался.

«Когда б вы знали из какого сора…»

Хорошие скрипки делают из особенного дерева — высушенного, причем не искусственным способом, а самим временем. Чтобы найти подходящий материал, Добрянский ходил по барахолкам, где среди старых диванов и комодов выискивал древесину для очередного своего шедевра.

Пропавшую скрипку не могут отыскать до сих пор

Добрянский приобрел мировое имя, и его наперебой приглашали европейские знаменитости и театры. Среди прочих, он получил приглашение из Петербургского музыкального музея. Здесь ему предлагалось привести в порядок 360 коллекционных скрипок, многие из которых звучали в императорском оркестре.

В 1907 году Добрянского пригласили в Берлин для публичной экспертизы его инструментов. Но это был не экзамен, а скорее желание показать музыкальному миру, что скрипки одесского мастера не хуже, чем признанные шедевры. Среди экспертов были оба Иоганна Штрауса и знаменитый австро-венгерский скрипач и профессор Йозеф Иоахим. В дипломе, который получил Добрянский, его инструменты были отмечены «как выдающийся успех в области скрипичного производства».

Имя мастера теперь хотели использовать многие. Немецкие коммерсанты предложили Добрянскому открыть производство скрипок, но он ответил, что предпочитает независимость. И оскорбленные дельцы начали скрытую травлю Добрянского — его просто перестали замечать, а скрипка «Германия» исчезла со сцены. Кубелик клялся, что ее украли, но даже украденная скрипка должна была где-то появиться. А «Германия» исчезла бесследно. Историки считают, что ее либо спрятали, либо уничтожили, слишком уж инструменты Добрянского «портили картину» дельцам от музыки.

В 1923 году Лев Владимирович окончательно вернулся в Одессу. Но родная страна оказалась хуже мачехи — мастер ужасно бедствовал, и государству до него не было никакого дела. В 1936 году он получил спецзаказ — создать скрипку «СССР». За это мастера переселили с чердака, где он ютился, в нормальную квартиру.

В 1941 году Лев Добрянский погиб в одесском гетто.

Фото изоткрытых источников.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
Евгений
4 лет назад

Не знал об этом мастере раньше. Благодарю за интересную статью!

Игорь
Игорь
4 лет назад

Спасибо! Не знал!

Игорь
Игорь
4 лет назад

Спасибо!Не знал,потрясающе

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции