Когда началась война, они приняли зачастую непростое для себя решение: уехать из страны. Уехать подальше от тревог, обстрелов, взрывов. Уехать зачастую в никуда, ради того чтобы выжить и спасти своих детей… «Одесская жизнь» продолжает цикл рассказов из первых уст – тех, кто покинул Украину. Как же их принимали в других странах и как теперь складывается их жизнь? Сегодня нам об этом рассказывает волонтер Карина.
Когда началась война, я была в Киеве. В 5 часов утра меня разбудили со словами «началось». Я не могла поверить в это, даже когда собирала чемодан и со слезами уезжала за город. Осознание пришло всего через несколько дней. Тогда прошел первый шок, и я поняла, что нельзя просто сидеть на месте – нужно помогать Украине.
Сначала я решила принять участие в создании волонтерского проекта в компании, где работаю – JMIND. Мы с командой вспомнили о нашем приложении, которое можно было бы переделать под новые нужды. В результате появился Blend Social, работающий как соцсеть и доска объявлений. Каждый пользователь может написать пост, в котором просит о помощи или предлагает ее.
Тем временем моя мама помогала в Одессе. Она собирала одежду и все необходимое для тех, кто записался в ряды терробороны. Имея несколько тысяч подписчиков в инстаграмме, я решила открыть там сбор средств, чтобы помочь маме. Вскоре к нам стали обращаться гражданские люди, оставшиеся без работы или просто находящиеся в затруднительном положении. Это пенсионеры, многодетные семьи и люди с инвалидностью. Они просили продукты питания, и мы стали помогать им.
Моя близкая знакомая Стефа тоже присоединилась к волонтерству. Она смогла найти для страны… самолет. Самолет! Так что шутки о том, что волонтеры могут найти что угодно, не шутки. Помню, как мне позвонила моя знакомая Маша. На улице ее остановили люди, которые только приехали из Херсона, и спрашивали, как можно передать продукты, воду, деньги и сигареты военным. Люди выбрались из ада и сохранили человечность. Как после этого не любить украинцев и Украину? Моя подписчица Анастасия, которую я видела однажды в жизни, послала из Турции лекарства, консервы и сладости. Знакомая Юля поделилась кормом для собак и кошек, которые ей отправили другие волонтеры. Дмитрий из Киева прислал памперсы, Андрей – корм для животных. И так далее, и так далее. Кто отправляет деньги, кто помогает информационно. Одни посылают продукты, другие – предлагают физическую помощь.
Я начала свой рассказ с киевских событий, однако сейчас я нахожусь в Португалии, в Портимао. 24 февраля я уехала из столицы в Киевскую область. Через неделю была во Львове, где меня приютила семья друга Дениса. Далее – Червоноград и граница с Польшей. В новой стране мне помог волонтер Камиль, который довез меня во Вроцлава. Я приятно удивилась количеству волонтеров в Польше! Казалось, их там не меньше, чем в Украине.
– Камиль, вы так сильно помогаете нам, – обратилась я к своему помощнику. – Подскажи, как мы, украинцы, можем отблагодарить вас после победы?
– Ну вы можете отдать нам Зеленского.
Во Вроцлаве я заночевала в гостинице и уже к утру отправилась на поезде в Дрезден. Там меня приютил на несколько дней друг Ральф. Он провел экскурсию и купил очень, ну очень много еды.
Потом я отправилась в Страсбург. Моим гидом во Франции была замечательная Елизавета, арендовавшая мне жилье на один день и договорившаяся о приюте со своим коллегой Магали. Несколько дней я жила в его семье в Париже. Это было замечательно: забота, поддержка и вино по вечерам. Несмотря на гостеприимство моих новых друзей, я постоянно думала о войне, и только в Париже удалось немного расслабиться. Правда, каждый день начинается и заканчивается новостями из Украины и тревогой. Впоследствии моя подруга Аня купила мне билет в Порту в Португалии.
В Португалии мне тоже повезло с друзьями. Елена и Кирилл выделили мне комнату и помогали со всеми вопросами. Из документов у меня есть биометрический паспорт, и его достаточно. Иногда люди пересекали границу и с внутренним паспортом. Пока я в Портимау, где сняла жилье за собственные средства, но пытаюсь экономить, потому что здесь аренда недешевая. Знаю, что в Португалии планируют давать 180 евро на беженца, но пока выплаты никто не получил. Я не рассчитываю на эти деньги, но это была бы хорошая помощь в аренде жилья.
Работаю удаленно, поэтому работу не ищу. Сейчас помогаю волонтерам в центре беженцев. Мы собираем еду, одежду. Продукты и медикаменты отправляем в Украину.
С языком у меня проблем нет – я свободно владею английским, так что без проблем могу общаться за пределами Украины. Встречаю и тех, кто разговаривает на украинском, и тех, кто на русском. Всегда уточняю из какой страны человек и каково его отношение к войне. И только после этого продолжаю общение. Для меня это важно. Я каждый день общаюсь на тему Украины со всеми. Мы обсуждаем новости, почти в каждой стране я рассказывала историю, почему мы априори не можем быть братьями с россиянами. Включаю гимн, объясню значение флага, готовлю наши блюда и учу людей слову «паляница». Показываю традиционную одежду, рассказываю о каждом городе.
В каждой стране, в которой я была за это время, я слышала слова поддержки, сострадания и желания скорейшей победы. Многие очень помогают! К сожалению, приходится иногда сталкиваться и с неадекватными, но я их быстро отсеиваю из своей жизни и желаю им скорейшей депортации в страну, за которую они так болеют и поднимают флаги.
В Португалии большая диаспора украинцев, и мы даже однажды собрали всех вместе в кафе на «Борщ-пати» в Порту, чтобы экспаты познакомились с переселенцами для быстрой адаптации. Это очень важно понимать, что ты не один.
Все мои родные и близкие остались в Одессе. Я скучаю по семье, друзьям и запаху Черного моря. Скучаю по любимым кафе, встрече с друзьями на выходных. За общими обедами с семьей на праздники. По Украине скучаю очень сильно. Возвращаться планирую, но ничего не загадываю: сейчас моя жизнь сплошная импровизация.
Фото предоставлены Кариной Терентьевой
По данным синоптиков, завтра, в понедельник, 18 августа 2025 года, в Одессе и Одесской области… Read More
В Одессе есть Ланжероновская улица, Ланжероновский спуск, наконец первый городской пляж — Ланжерон. Историю Одессы… Read More
На территории Одесской области до конца сентября 2025 года действует запрет на отлов речных раков… Read More
Во время войны экспозиция археологического музея была демонтирована, ценности эвакуированы. О том, как сохранить коллекцию… Read More
В Одессе в рамках деколонизации улица Маршала Малиновского получила новое имя — в честь убитого… Read More
Сегодня утром, 17 августа, в Одесском районе тушили масштабный пожар на складе. Для его ликвидации… Read More