Верховная Рада работает над законопроектом, которым предлагается урегулировать суммы выплат ежегодной разовой денежной помощи ветеранам войны. О чем идет речь и чего ждать от нового документа?
Платили, но недоплачивали
Вопрос с несправедливыми выплатами ветеранам войны — давно на повестке дня, особенно в судебных инстанциях. И если обратиться к истории, то все становится понятно.
Денежная помощь выплачивается ветеранам ежегодно до 5 мая, начиная с 1999 года. И изначально она определялась в размере минимальных пенсий по возрасту — от трех до десяти, в зависимости от категории получателей.
Экономия государственных средств привела к тому, что с 2008 года деньги стали выплачивать в размере, установленном Кабинетом Министров. Почти сразу принятые изменения были признаны неконституционными, но продолжали действовать. В итоге помощь ветераны получали в значительно меньшем размере.
Мало того, в 2014 году неконституционные правки были внесены и в Бюджетный кодекс. В прошлом году Конституционный суд постановил, что кодекс не может вносить изменения в другие законы Украины. Тем не менее, в этом году размеры выплат снова были приняты «в ручном режиме». Но, похоже, ветераны не намерены с этим мириться…
Правительство же пытается урегулировать ситуацию всеми возможными способами. В противном случае суммы выплат по искам, которые принимаются в пользу истцов, и судебные издержки (в том числе) могут стать неподъемными для госбюджета.
На сколько увеличат выплаты?
Согласно новому законопроекту, денежная помощь будет определяться не Кабмином в рамках бюджетных возможностей, а в процентах от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, установленного на 1 января года, в котором выплачивается помощь.
Сравним, какие деньги ветераны уже получили в этом году, и какие суммы установлены, исходя из прожиточного минимума в 1769 гривен (цифра в скобках):
- лицам с инвалидностью вследствие войны и бывшим малолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанным лицами с инвалидностью вследствие общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам:
- I группа – 4421 гривна (255% — 4510,95 гривни),
- II группа – 3906 гривен (225% — 3980,25 гривни),
- III группа – 3391 гривна (195% — 3449,55 гривни);
- участникам боевых действий (УБД), пострадавшим участникам Революции Достоинства и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания — 1491 гривна (85% — 1503,65 гривни);
- лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, – 4421 гривна (255% — 4510,95 гривни);
- членам семей погибших и женам (мужьям) умерших ветеранов войны и жертв нацистских преследований, признанных при жизни лицами с инвалидностью вследствие общего заболевания, трудового увечья и по другим причинам, которые не женились во второй раз, — 966 гривен (55% — 972,95 гривни );
- участникам войны, бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, а также лицам, которые были насильно вывезены на принудительные работы, детям партизан, подпольщиков, других участников борьбы с национал-социалистическим режимом в тылу врага – 612 гривен (35% — 619,15 гривни).
Исходя из приведенных данных, принятие нового документа проблемы не решит. Суммы выплат вырастут менее чем на 100 гривен, а у некоторых категорий лиц — и того меньше, всего на семь гривен. Желание идти в суды у ветеранов явно не исчезнет, да и справедливым с правовой точки зрения данное решение тоже нельзя назвать.
Ольга Новикова
Ранее мы отвечали на вопрос о том, как стать опекуном пожилого человека.