«Был ужасный грохот»: именно так практически всегда начинают свой печальный рассказ жители того или иного обвалившегося дома в Одессе. Происходит это обычно в том самом историческом ареале города, который мы так ценим и любим, печально сокрушаясь по поводу того или иного обвала-завала.
Когда обвал становится статистикой
«Пройдясь» по газетным полосам «Одесской жизни» в поисках адресов за последние лет пять по этой теме, приходится констатировать: обвалы зданий в историческом ареале следуют один за другим, становясь ужасающей статистикой.
Судите сами. Март 2015. Обрушение аварийного дома на улице Ленинградской.
Май 2016. Обрушение части 3-этажного флигеля жилого дома по ул. Разумовской, 40.
Октябрь 2016. Обрушение стены двухэтажного дома по адресу Заславского, 15. Дом был признан аварийным еще в 2011 году.
Ноябрь 2016. Обрушилась стена дома по ул. Пишоновской.
Март 2017. Обрушение фасада дома на ул. Екатерининской.
Март 2017 Обрушение части жилого дома на Атамана Чепиги.
Июнь 2017. В Одессе произошло масштабное обрушение фасада гостиницы «Юность» на Французском бульваре.
Август 2017. Обрушение крыши жилого дома в Книжном переулке, 13.
Сентябрь 2017. Из-за начала строительных работ обрушилась часть здания, что находится по адресу Жуковского, 13.
Ну о «крушении по частям» дома Гоголя, ожидаемом «падении» некогда красивейшего Масонского дома в 2016-м году и говорить не приходится. Обозреть его руины даже туристы по сей день приходят.
И это, кстати, далеко не вся статистика. И, опять же, я уже не говорю о «грохающих» вниз балконах, карнизах, лепнины. Тут уже вообще не сосчитаешь…
Каждый раз, как только чуть утихает шок от очередного обвала-завала, начинается поиск ответов на вопросы: «Как, почему!?», «Кто виноват?!», «Как быть дальше?!», «Что с этим делать?!».
Как мы уже рассказывали в материале «Одесский «домогрох»: кого обвинять и что с этим делать?», своя позиция по этому вопросу есть и у архитекторов, и у общественников, и у каждого одессита. А сколько всего наслушалась я в «адрес» того или иного органа власти во время «карантинных» обвалов (а их было 4) — не передать!..
Ах, этот одесский ракушечник!
Связываюсь с и.о. начальника управления ГАСК Одесского горсовета Александром Авдеевым. Говорю и о Масонском доме, и о доме Гоголя, и о других завалах-обвалах, «домогрохах» и «рассыпающейся Одессе», о виноватых и пострадавших, о туманном будущем других старых зданий. И вот ведь что получается: каждый случай — отдельный, имеет свои «приметы», а изначально проблема «выросла» из далекого прошлого.
— Ни для кого не секрет, что практически все строения-памятники архитектуры расположены в историческом ареале нашего города. А раз так, то построены они были более 100-200 лет назад. А строительным материалом в те времена был известный наш ракушечник, добываемый в подземных карьерах. Благодаря этому мы получили исторические одесские катакомбы и красивые дома. Вот только общеизвестный факт: камень-ракушечник сохраняет свою прочность и надежность в течение 100 лет. Вот вам и объяснение огромного процента физического износа зданий, расположенных в историческом ареале города, — говорит Александр Авдеев.
Он подчеркивает еще один момент: даже проводимые капитальные ремонты фасадов зданий не в состоянии восстановить необходимую несущую способность стен из ракушечника, возведенных известными архитекторами. Еще фактор, который, по мнению Александра Авдеева, приводит к большим печалям: «проводимые недобросовестными владельцами помещений многочисленные самовольные реконструкции, со всевозможными надстройками, пристройками, перепланировками, с вмешательством в несущие и ограждающие конструкции, не придают долговечности зданиям, являющимися нашим культурным наследием».
Чем занимается ГАСК?
Теперь — конкретно о ГАСКе. Тут сразу понимаешь, что свалить все одесские «домогрохи», сколько бы их ни было, в одну кучу не получится.
Чем занимается ГАСК? Первое: проводит регистрацию разрешений на проведение строительных работ. Второе: производит проверку на объектах, где уже ведутся строительные работы.
При этом, как подчеркивает Александр Авдеев, «даже после проведенной реформы 2015 года и возвращения полномочий ГАСК в органы местного самоуправления, ставшего следствием децентрализации таких полномочий и усовершенствования градостроительного законодательства, полномочия по осуществлению контроля на объектах-памятниках архитектуры (класс последствий СС3) остались у территориальных органов Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины».
— Реакция указанных территориальных органов (ГАСИ) на самовольное строительство в историческом ареале не всегда оперативна, и чаще всего проверки проводились с большим опозданием от начала самовольных строительных работ или вовсе по их окончанию. Как следствие: происходят разрушения памятников архитектуры, и всевозможные самовольные захваты городских территорий центральной части города, в том числе охранных зон культурного наследия городской громады, — делает акцент глава одесского ГАСКа.
В качестве примера — ситуация с обвалом в доме на Канатной, 5 (угол переулка Нахимова).
— Это яркий пример проведения бесконтрольных, самовольных строительных работ на объекте, являющемся памятником архитектуры. Результат — обрушение части дома, — говорит Александр Авдеев.
Как рассказывает глава одесского ГАСКа, управление неоднократно обращалось во все центральные органы власти с предложениями и описанием четких действий для получения максимального эффекта от проводимых реформ. Одним из них было предложение по возвращению необходимого контроля и реальных рычагов предотвращения правонарушений самовольного строительства на объектах- памятниках архитектуры.
Строим в историческом ареале
Возможно ли вообще строительство в историческом ареале?
— Возможно. Но лишь объектов, соответствующих градостроительной документации, согласованным проектным решениям и, конечно, после получения их заказчиком соответствующего разрешения на выполнения строительных работ. Для этого заказчик, в первую очередь, оформляет документы, подтверждающие право пользования или собственности земельным участком. Но вот что очень важно: до проектирования (в обязательном порядке!) проводятся соответствующие геологические изыскания с последующим составлением необходимого отчета и заключений. И сделать это может только организация, имеющая на это лицензию! На стадии проектирования, снова таки, в обязательном порядке, проектной организацией разрабатывается заключение о техническом состоянии близлежащих строений и сооружений, с указанием необходимых укрепительных мероприятий для сохранения существующей застройки. Проектирование проводится, в том числе, на основании выполненных геологических изысканий, в соответствии с генпланом и историко-архитектурным опорным планом города, с учетом технического состояния соседних строений и сооружений. Высота проектируемых строений не должны превышать в историческом ареале отметку 21,3 м. Уже после разработки проекта и его утверждения готовиться заключение экспертной организации, подтверждающее соответствие проекта всем действующим нормам и технологиям строительства, в том числе безопасное воздействия процессов строительства на ближайшие здания, — поясняет Александр Авдеев.
И еще один немаловажный момент. Во время производства строительных работ надзор за всеми технологическими процессами строительства, в том числе укрепительными работами, производит ответственное лицо за технический надзор, которое несет за это ответственность. Авторский надзор осуществляет сертифицированный проектант из состава проектной организации. В случае соблюдения утвержденных и согласованных проектных решений и технологических процессов исключается возможность аварийных ситуаций, в противном случае ответственность за это ложится на плечи лиц осуществляющих авторский и технический надзор.
Как живется старым домам рядом с новостроями?
Последние одесские «домогрохи» словно сами подсказали, что пришла пора проверить, как же живется старым домам рядом с новостроями. Жилищно-коммунальные сервисы департамента городского хозяйства начали проведение мониторинга домов старого фонда — тех, которые «живут» поблизости с новыми, которые уже построены, строятся сейчас или только собираются строить. Поручение по этому поводу подписал исполняющий обязанности заместителя городского головы-директор департамента городского хозяйства Дмитрий Жеман. Как пояснил Дмитрий Жеман, «обрушение жилых домов по улицам Торговой и Среднефонтанской показало, что в обоих случаях по соседству были проведены или активно ведутся работы по застройке. В связи с этим мы проводим инвентаризацию ветхих домов в центральной части Одессы». Как сообщается официально, в настоящее время сотрудники ЖКС проводят визуальный осмотр домов ветхого фонда на предмет наличия трещин в несущих конструкциях. В случае их обнаружения устанавливаются «маяки», которые показывают наличие или отсутствие проблем на данном объекте.
Напомним в связи с этим, что весной 2017 года были проведены обследования 6002 жилых домов (из них 1232 в центральной исторической части города) на предмет технического состояния балконов, эркеров и других конструктивных элементов зданий. Тогда в ходе обследования были выявлены дефекты в 424 жилых домах.
Из всего услышанного я поняла одно: с каждым годом проблема обрушения домов из ракушечника будет только нарастать…
Фото автора
В понедельник, 7 июля 2025 года, начались 1230-е сутки широкомасштабной вооруженной агрессии РФ против Украины.… Read More
В понедельник, 7 июля 2025 года, ДТЭК Одесские электросети проводит плановые ремонтные работы. В связи… Read More
В ночь на 7 июля россияне атаковали Одессу ударными беспилотниками. Несмотря на активную работу сил… Read More
В Одессе пока не планируют останавливать общественный транспорт во время общенациональной минуты молчания, которая проходит… Read More
Историк Александр Музычко считает, что деколонизация городского пространства должна быть глубже, чем просто замена Пушкина.… Read More
Одесса погрузилась в лето во всей своей красоте и со всеми своими вызовами. Город живет… Read More