«Одесская жизнь» разбиралась, как может выглядеть Одесса будущего, как изменятся фасады, что будет с мостами и торговым морским портом.
«Этот город величавый был написан, как сонет…» И действительно, строгая красота первоначального плана Одессы, созданного военным инженером-строителем Францем де Воланом, созвучна соразмерности поэтических форм. Правда, со временем город утратил классическую стройность, хотя благодаря смешению стилей обрел неповторимое одесское очарование. Но время не стоит на месте — соответственно, меняется и архитектурный облик Одессы.
Есть дома, где надо просто вычистить внутренние аварийные конструкции, инженерные сети. Оставить только фасад. Это касается зданий-«заброшек». В Англии очень много таких примеров — вплоть до того, что фасад укрепляется, как театральная декорация.
А где-то сохранились интерьеры, заслуживающие, чтобы их тщательно восстановили — а не бездумно снесли.
В некоторых зданиях, быть может, стоит полностью заменить всю внутреннюю часть, включая и конструкции, отреставрировав их с соблюдением всех первоначальных технологий.
И сегодня город делает попытки сохранить некоторые дома. Ремонтирует фасады — на большее просто не хватает средств.
— Но здание не состоит только из фасада. Три понятия архитектуры, сформулированные еще в древнем Риме — польза, прочность, красота, — никуда не денешь, — убежден архитектор. — И если что-то из них выпадает, здание обречено.
По мнению Андрея Черненко, найти новую пользу здания так же важно, как и отремонтировать фасад. В противном случае — это просто выброшенные деньги. И у молодых архитекторов — его студентов — есть интересные проекты реконструкции погибающих одесских «заброшек».
Например — реновация многострадальной фабрики мороженого на Старопортофранковской. Сегодня когда-то великолепное здание находится в аварийном состоянии. Молодой архитектор разработала проект создания там студенческого клуба. Для этого потребуется отреставрировать фасад, заменить и усилить конструкции. Есть у студентов Черненко интересные проекты и новостроек, и застройки в центре города.
— Мы стараемся делать новую архитектуру, но с учетом исторической городской сетки, с пропорциями, которые диктует город. Она не должна быть похожая на старые здания, — уверен архитектор. — Сейчас другие архитектурные стили, другие требования. И когда застройщики, заигрывая с «историзмом», лепят на свои «коробки» какие-то колонны, смотрится это невыносимо пошло.
Вот только будут ли проекты молодых архитекторов воплощены в жизнь? Или так и останутся красивой картинкой?
Ранее мы разбирались в том, почему трамвай Север-Юг так и не сможет стать скоростным.
Если бы застройщики временами прислушивались к профессиональным архитекторам, то Одесса была бы избавлена от непродуманных проектов, убеждены одесские зодчие. Но, к сожалению, взаимопонимание с властями встречается нечасто. Последний пример — проект реконструкции Ивановского моста.
Основное его решение — удлинить эстакадную часть практически вдвое и под мостом организовать круговое движение. Вариант, к которому Ассоциация архитекторов Одессы предъявила очень много критических замечаний.
Кроме критики в ассоциации предложили и свой вариант. По новому проекту, основная автодорога под небольшим уклоном должна уходить ниже уровня земли в бетонном шлюзе — в том числе, под железной дорогой.
— Мы сделали это проект, чтобы показать, что в городе такие вопросы надо решать на открытых конкурсах, — подчеркнул глава ассоциации. — Это строится даже не на период нашей жизни. Эстакада будет существовать и после нас. И поколения людей будут мучиться из-за плохого инженерного решения. Но оно уже запущено, готовится документация под выделение государственных средств.
Ранее мы рассказывали о том, что одесский архитектор представил фильм об удручающем состоянии домов Одессы (видео).
Впрочем, большой градостроительный проект «Зеленое кольцо Одессы» городские власти заинтересовал. В его создании приняли участие Ассоциация архитекторов Одессы, Одесская государственная академия строительства и архитектуры и Одесский государственный экологический университет.
— Мы выиграли инновационный конкурс проектов, представили его на экологической комиссии, где он был однозначно поддержан, — рассказал Владимир Халин. — Ведь зеленое кольцо удобно всем.
Суть проекта — формирование зеленого пояса Одессы по территориям, прилегающим к железной дороге.
Железная дорога огибает культурно-исторический центр города, с другой ее стороны — депрессивная территория: старые склады, неработающие промышленные предприятия, малоэтажный жилой сектор. А рядом находятся достаточно неухоженные парки и скверы — Дюковский, Савицкого, Гамова, Артиллерийский (бывшее еврейское кладбище). Собственно, в Одессе повсюду есть небольшие зеленые зоны, несвязанные между собой.
Проект предусматривает снос ненужных городу построек и соединение всех точечных парков Одессы. В результате вокруг исторического центра появится непрерывное зеленое кольцо, где проложат велосипедные дорожки и пешеходные маршруты.
Природный пояс свяжет новострои, и они получат мощный импульс развития. Территории, в него входящие, станут намного привлекательней для жителей.
Реализация этого масштабного проекта, считают архитекторы, — вопрос десятилетия.
Еще один проект — для Одессы довольно спорный — реновация портовой территории. Ведь порт считается неотъемлемой частью города.
— Надо постепенно подходить к тому, что порты меняются во всем мире, — убежден автор проекта Владимир Халин. — Раньше порт был связан с городом. Сейчас — отрезан. Своего флота у нас нет. Есть только зерновые терминалы, застроившие город по фасаду. Порт — уже не градообразующее предприятие. А Одесса превращается в заштатный сырьевой придаток аграрного бизнеса.
Вместе с тем порт увеличивает транспортную, акустическую, вибрационную нагрузку на город. В первую очередь, это влияет на Приморский бульвар, исторический центр. Опять же, дороги, разбитые большегрузами, следующими в порт, приходится восстанавливать за счет городского бюджета. А ветер несет в Одессу пыль от перегрузки зерна, а то и руды — на седьмом причале, прямо под парком Шевченко.
Проект реновации предполагает постепенный вынос грузовой части порта в порты-сателлиты Южного и Черноморска. По данным Халина, сегодня они в состоянии перерабатывать весь морской грузооборот Украины. А в Одессе должны остаться пассажирский и военный порты. Остальную портовую территорию следует превращать в рекреационное, общественное пространство — как делается сейчас во всем мире. И станет она еще одной частью зеленого пояса.
Правда, процесс этот — не моментальный. Десять лет уйдет только на подготовку. А потом еще десяток — на строительство.
Ранее мы рассказывали о том, каким будет Ивановский путепровод в Одессе.
В Одесской области стартовал сбор заявок для участия в Каталоге крафтового бизнеса. К участию приглашают… Read More
В Приморском и Пересыпском районах Одессы 4 июля временно прекратили работу большинство маршрутов электротранспорта. Причиной… Read More
В субботу, 5 июля 2025 года, в Одессе и Одесской области ожидается достаточно теплая погода… Read More
В Одесском горсовете приняли решение, которое ограничивает полномочия райадминистраций по согласованию новых железных гаражей. Теперь… Read More
Городской голова Одессы Геннадий Труханов получил благодарность от командования Третьей отдельной штурмовой бригады. Отличие вручили… Read More
Наверное, большинство людей любят быть душой компании. Есть разные способы привлечь к себе внимание и… Read More