Совместно с активными председателями правлений ОСМД города Одессы на основе текста Alla Rad (спасибо ей большое! — оригинальный текст тут) был разработан понятный перечень изменений в предоставлении жилищно-коммунальных услуг с 10 июня 2018 года (дата вступления в силу нового Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах"):
1. Если вы владеете квартирой или нежилым помещением в многоквартирном доме, то дом — это ваша совместная собственность, а вы называетесь сособственником многоквартирного дома. За все, что в доме течет, рушится, трещит или не работает- отвечаете только вы сами и ваши соседи, а не депутат, председатель райадминистрации, городской голова или Президент. Никто кроме общего собрания сособственников дома не может выбрать одну из форм управления. Выбор управляющего или создание ОСМД — решение непосредственно сособственников (общее собрание).
2. Услуги с 10 июня разделяются на жилищные: услуга управления многоквартирным домом и коммунальные: услуги поставки газа, электричества, водоснабжения, водоотведения. центрального теплоснабжения, вывоз мусора.
3. Услуги по содержанию дома и придомовой территории (СДПТ) больше нет. Услуга управления многоквартирным домом предоставляется только управляющим.
4. Договора, которые были заключены на услугу по содержанию дома действуют только до 10.12.2018 года (п. 3 Переходных положений Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах” от 09.11.2017 № 2189-VIII (09.11.2017 — Принятие, 10.12.2017 — Вступление в силу, 10.06.2018 — Введение в действие) Далее — ЗУ “О ЖКУ”).
5. С 10.12.2017 до 10.12.2018 действует переходный период для того, чтобы сособственники многоквартирных домов независимо от выбранной ими формы управления многоквартирным домом приняли решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по поставке электрической энергии и природного газа) по каждому виду коммунальной услуги отдельно (п. 4 Переходных положений ЗУ “О ЖКУ”).
6. Только общее собрание, если не было принято иное решение о выборе формы управления, может обратиться к органу местного самоуправления для объявления конкурса управителя вашим домом.
7. Стоимость услуги по управлению определяется сметой, которая утверждается общим собранием и является неотъемлемой частью договора.
8. Смета должна состоять из детального расчета расходов на содержание дома, придомовой территории и вознаграждения управляющего.
9. Управляющий не обязан раскрывать содержание суммы вознаграждения.. Но вы должны понимать, что там находятся все расходы по админперсоналу, содержанию офиса, программному обеспечению.
10. Договор заключается на 1 год (ч. 3 ст. 13 (договор о предоставлении коммунальных услуг), ч. 1 ст. 15 (договор о предоставлении услуг по управлению) ЗУ “О ЖКУ”).
11. Договор заключается один на весь дом! Подписывают договор уполномоченные лица, избранные общим собранием. Полномочия этих лиц заканчиваются в момент подписания договора. Ответственность за неисполнение договора — индивидуальная каждого собственника по ст. 8 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» №417!
12. За 2 месяца до окончания договора управляющий обязан предоставить отчет по фактическим расходам в соответствии со статьями сметы на управление домом. Вы имеете право прописать в договоре еще и ежемесячную и / или ежеквартальную отчетность по выполнению сметы, с обязательным указанием начальных и конечных остатков на счете.
13. Управляющий обязан вести учет доходов и расходов по каждому дому на отдельном банковском счете (Подомовой учет)
14. Управляющий не имеет права «перекидывать» средства с одного дома на другой.
15. Лишь общее собрание сособственников может утвердить перечень и стоимость текущих и капитальных ремонтных работ, без такого решения управляющий не имеет права осуществлять такие работы, тем более за его собственные средства с выставлением дополнительных счетов сособственникам.
16. Лишь общее собрание сособственников принимает решение об участии в городских программах софинансирования.
17. Если в вашем доме без вашего решения и вашего контроля за средства городского бюджета проводят ремонтные работы знайте, что это просто дополнительный заработок какого-то чиновника и / или депутата, и они старались и деньги выбивали не для вас, ваш будто бы ремонт всего лишь прикрытие их откатов.
18. Ни один многоквартирный дом в Украине не должен до сих пор находиться на каких-то балансовых или забалансовых счетах у кого бы то ни было. Если вам говорят, что “дом на балансе” или “есть балансодержатель дома”, это означает, что не выполнены все требования законодательства.
В соответствии с положениями Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» «баланс» является элементом финансовой отчетности предприятия. Этим же Законом установлен принцип автономности, согласно которому «каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от владельцев, в связи с чем личное имущество и обязательства владельцев не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия». Таким образом, передача многоквартирного дома «с баланса / на баланс» и / или “в управление" осуществляться не может. Сособственникам по отдельному акту передаются экземпляры всей технической документации, а тот, у кого числится дом “на балансе” — списывает его по постановлению Кабинета Министров Украины от 20.04.2016 № 301. С 10 июня балансодержания не существует.
Помните, собственник — звучит гордо!
Владейте, используйте и распоряжайтесь своим домом сами