В апреле исполняется 104 года со дня смерти замечательного художника Михаила Врубеля. И хотя он прожил в Одессе совсем немного, именно здесь он начал работу над своим знаменитым «Демоном», планировал открыть рисовальную школу, сюда приезжал залечивать душевные раны и даже хотел остаться в Одессе навсегда.
Врубель окончил Ришельевскую гимназию
Родился Михаил Врубель в марте 1856 года в семье военного юриста. Михаилом мальчика назвали в честь деда. Отец Врубеля был поляком, а мать имела датские корни. Когда Мише было три года, она умерла, а через несколько лет отец снова женился. Его новая жена была пианисткой и совсем не напоминала злую мачеху из сказок. Маленький Миша был болезненным и слабым ребенком, почти не ходил, и она фактически поставила его на ноги, разработав специальный режим и диету. Так как отец Врубеля был военным, семье пришлось часто переезжать, и наконец по делам службы его перевели в Одессу. В нашем городе он служил судьей Военно-окружного суда Одесского военного округа.
В Одессе 13-летний Врубель поступил в Ришельевскую гимназию и увлекся, кроме рисования, естествознанием и историей. Через пять лет Михаил Александрович окончил гимназию с золотой медалью и настало время задуматься о будущем. Его отец и слышать не хотел о карьере живописца, а надеялся, что сын продолжит военно-юридическую династию. Пришлось Врубелю поступать в Петербургский университет на юридический факультет. Его художник также окончил с отличием, и даже год проработал в канцелярии главного военно-судебного управления, получив чин бомбардира запаса.
Но тут биография, начавшаяся вполне солидно, вдруг круто свернула в сторону: Врубель неожиданно записался вольным слушателем в Академию художеств. Когда он был на третьем курсе, в Петербург приехал Адриан Прахов, художник и историк. Для реставрации Кирилловской церкви в Киеве он искал талантливого художника, который при этом довольствовался бы скромной оплатой. Ему порекомендовали Врубеля.
Одесса помогала художнику обрести равновесие
Как только художник ступил на киевскую землю, с ним произошел неприятный инцидент. Совершенно не зная города, он спросил у первого же проходящего мимо человека, как найти Кирилловскую церковь. Тот небрежно махнул рукой: «А вы езжайте к сумасшедшему дому!». Эти слова звучали настолько странно, что молодой художник запомнил их на всю жизнь. Как оказалось, они стали пророческими. Однако ничего сверхъестественного в них не было — небольшая Кирилловская церковь действительно была расположена на территории психиатрической лечебницы.
Как-то Прахов приехал к Врубелю со знаменитым сахарозаводчиком Иваном Терещенко. В комнате на мольберте миллионер увидел картину Врубеля «Христос в Гефсиманском саду». Восхищенный Терещенко сказал, что покупает ее за триста рублей, — вполне солидные деньги. Но Врубелю казалось, что картина нуждается в доработке, и он попросил забрать ее через день-два. Вечером на полученные деньги Врубель отправился в цирк, и познакомился там с цирковой наездницей Анной Гаппе. Девушка так ему понравилась, что он захотел немедленно нарисовать ее. Свободного холста не оказалось, и он соскоблил краску с картины, проданной Терещенко, нарисовав там, вместо сцены в Гефсиманском саду, рыжеволосую красавицу-циркачку. Сахарозаводчик в ярости потребовал вернуть ему деньги. Врубель отправился занимать их к ростовщику Дахновичу, и в благодарность нарисовал его дочь Маню. Ее портрет называется «Девочка на фоне персидского ковра».
Во время работы Врубель без памяти влюбился в жену профессора Прахова Эмилию, но она не отвечала ему взаимностью да еще и подсмеивалась над художником. Не в силах выдержать ее равнодушие, Михаила Александрович уехал в Одессу — залечивать душевные раны. Именно в нашем городе он нарисовал первый эскиз своего занменитого «Демона», который был невероятно похож на Эмилию Прахову. Позже появилась целая серия «Демонов» — сидящий, лежащий, поверженный… И все вокруг стали говорить об одержимости художника нечистой силой. Однако инфернальный налет картин вызвал и небывалый ажиотаж вокруг творчества художника, и его работы вошли в моду.
В Одессе Врубель встретился со скульптором Эдуардсом, с которым в свое время посещал рисовальную школу. Скульптор пригласил художника пожить в своем доме и вместе с Серовым стал уговаривать его переехать в Одессу насовсем и помочь организовать здесь художественную школу. Но Врубель не согласился. В следующий раз он приехал в Одессу в 1894 году. Здесь он создал из майолики голову Демона, которая сейчас хранится в Одесском художественном музее.
Не смог пережить смерть сына
Однако растущая известность счастья Врубелю не принесла. Как-то весной художника и его жену, которой была оперная певица Надежда Забела, пригласили на дачу к художнику Николаю Ге. Они взяли с собой и маленького сына Савву. В поезде мальчик простудился и вскоре умер от крупозного воспаления легких. Врубель тяжело переживал смерть сына. Удар был настолько сильным, что художник лег в неврологическую клинику.
В клинике Врубель продолжал рисовать, это было своеобразной терапией, а его картины воспринимались, как что-то светлое и доброе. Здесь художник написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. К тому времени Врубель стал стремительно терять зрение, и рисовал едва ли не на ощупь. Желая исправить что-то в фоне, он стер часть фигуры Брюсова, и один из санитаров забрал картину, чтобы почти незрячий художник ее не испортил.
Без любимой работы Врубелю было безумно тяжело, и все чаще ослепший художник повторял: «Так жить дальше нельзя!». Морозными зимними днями Михаил Александрович простаивал у открытого окна, надеясь простудиться и умереть. Наконец, ледяной воздух сделал свое дело: Врубель заболел воспалением легких и умер в больнице 14 апреля 1910 года.
Отвергнутые картины признали шедеврами
Врубель получил заказ на оформление павильона на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Он представил два панно — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Члены Академии художеств назвали их декадентскими. Меценат Савва Мамонтов, руководивший художественной частью выставки, решил утереть академикам нос. Арендовав помещение по соседству, он разместил там отвергнутые картины Врубеля. Над входом красовалась надпись: «Выставка декоративных панно художника Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств». Народ ринулся к павильону, чтобы посмотреть, чего же это там забраковали академики. А через несколько лет эти панно Врубеля восхищенно рассматривал в Третьяковской галерее император Николай II. При этом он язвительно интересовался у представителей Академии художеств, которые его сопровождали: «Не тот ли это художник, которого вы казнили в Нижнем?».
В Одессе есть картины Врубеля
Когда Врубель уехал из Одессы, его отец и мачеха остались здесь и прожили более десяти лет. И хотя художник не очень любил Одессу и отзывался о ней, как о городе, в котором на первом месте стоит исключительно коммерция, он не раз приезжал сюда, ходил в театры и на выставки, общался с артистами, много рисовал. Сегодня в художественном музее можно увидеть две картины Врубеля — «Болотные огни» и «Валькирию», а также несколько рисунков.