1 августа этого года в Украине начнет работу новый орган исполнительной власти, созданный с целью реализации государственной политики в сферах морского и речного транспорта. Появление при Министерстве инфраструктуры Государственной службы морского и речного транспорта – этап ожидаемый, учитывая стремление нашей страны максимально интегрироваться в международное морское сообщество.
Создание Госслужбы соответствует требованиям Международной морской организации (IMO), которая в этом году намерена провести аудит Украины. Аудиторские проверки IMO обязательны для всех стран, входящих в эту организацию, а Украина состоит в IMO с 1994 года. Аудит проводится для того, чтобы определить, выполняет ли страна-член IMO свои обязанности как государства порта, государства флага и прибрежного государства. Если в ходе проверок выявляются недоработки, IMO контролирует процесс устранения недочетов. Словом, для нашей страны не только сам аудит, но и подготовка к нему очень важны.
Кроме того, появление нового ведомства дает возможность говорить о финальном этапе реформы морской отрасли, начало которой было положено в 2013 году принятием Закона «О морских портах Украины». Одним из главных нововведений, вступивших в силу с принятием нового закона, является снятие запрета на аренду причалов и процесс приватизации объектов портовой инфраструктуры. Этим же законом предусматривалось создание Администрации морских портов Украины (АМПУ), которой поручено управлять госимуществом на территории портов и контролировать состояние объектов портовой инфраструктуры. А спустя 4 года, в 2017-м, в Украине появилась Государственная служба морского и речного транспорта – центральный орган исполнительной власти, созданный с целью реализации государственной политики в сферах морского и речного транспорта. В марте 2018-го был выбран ее руководитель, капитан дальнего плавания, бывший заместитель председателя государственной службы Украины по безопасности на транспорте Дмитрий Петренко.
Стоит отметить, что процесс выбора руководителя Госслужбы был максимально прозрачным и открытым. О своем желании занять вакантную должность с окладом 18 тысяч гривен заявили больше ста кандидатов. Заявление можно было подать до 19 марта, а 27 марта состоялось голосование. Дмитрий Петренко, который в прошлом занимал пост заместителя председателя государственной службы Украины по безопасности на транспорте, набрал по итогам голосования наибольшее количество баллов. В подтверждение прозрачности процесса вся процедура голосования фиксировалась на видео и одновременно транслировалась в режиме реального времени.
Новому ведомству предстоит отвечать за международные связи нашей страны в области мореплавания и за выполнение Украиной международных отраслевых конвенций. Подконтрольная Госслужбе сфера – торговое мореплавание, судоходство на внутренних водных путях, навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания, а также безопасность на морском и речном транспорте (кроме судов флота рыбной промышленности). Дублировать функции АМПУ Госслужба не будет, поскольку новое ведомство ориентировано на совершенно иные масштабы и направления работы.
Автор: