Мечта одесситки сможет изменить лицо городского парка
Катя Адысева – творческий, неугомонный человек. Еще до рождения детей она создала фотошколу. Потом пробовала создать мини-детский сад. Следующий проект – семейные дискотеки для активных родителей и их детей. Однажды ей захотелось украсить писанками дерево – и в горсаду появилось Пасхальное дерево. А недавно она оставляла своих трех детей на мужа, не успевая делать дела по дому, по одной причине – она строила детскую площадку своей мечты. «Одесская жизнь» побывала в гостях у автора проекта и узнала детали из первых уст.
Мечта – это руководство к действию
— Уличное пространство для детей – это масштабный проект. Как пришла такая идея?
— Когда мы семьей путешествовали по Хорватии, то нашли площадку из бревен, где я вместе с детьми лазала и прыгала, и мне было очень интересно. Площадка была в идеальном месте – у моря. И мне очень захотелось, чтобы в моей родной Одессе появилось такое место у моря, где ребенок мог бы бегать, карабкаться, фантазировать, придумывать свой мир. И самое главное – без пластика, резины, ярких кричащих цветов, чтобы были только экологичные материалы. Мой проект – это концептуально новый подход к детям.
— Я думаю, у многих из нас время от времени возникают подобные идеи, но останавливает отсутствие денег, команды.
— Изначально я думала найти в группе Кидфрендлиумельцев, которые за пару недель соорудят лазалки, подвесные бревна, качели, пенечки и т.д. Но люди стали предлагать свои идеи, присылали фото площадок, которые они встречали в Европе или США. Таким образом площадка на пару недель работы превратилась в масштабный проект. Мне пришлось искать архитекторов, которые бы согласились бесплатно со мной сотрудничать. Это было нелегко, но в итоге я нашла команду архитекторов NOVI Architects. Они изучили нормы для детских площадок в Великобритании, опыт датчан, которые создают уникальные площадки по всему миру, провели фокус-группы с родителями и их детьми, и в результате разработали дизайн-концепцию уличного пространства для детей как она есть сейчас. Наша площадка теперь включает две зоны: активную и тихую, где дети могут лепить, мастерить.
— И какая в итоге вышла сумма?
— Площадка дизайнеров вышла очень дорогой. Но со мной сами связались представители компании RopePark (строители веревочных парков) и предложили помощь. Они готовы строить площадку на благотворительной основе, т.е. как компания они не получат прибыли. Вместе мы остановились на сумме 250 тыс. грн. Я понимала, что сумма немаленькая и собрать ее будет сложно. На тот момент я уже знала про краудфандинг и планировала искать спонсоров среди одесситов.
Деньги собирали всем миром
— Очень смелое решение. Люди отозвались?
— Большую часть суммы мы собрали за счет мероприятий. С октября прошлого года мы провели более десяти благотворительных мероприятий: лекции, мастер-класс, экскурсии, семейные концерты и дискотеки. Ведущие выступали бесплатно, партнеры проекта предоставляли бесплатно помещение, и все собранные средства благодаря входным билетам на события отправлялись в копилку проекта. Например, искусствовед Владимир Островский рассказал детям увлекательные истории из мира искусства, а историк и краевед Александр Бабич провел интереснейшую лекцию для взрослых. Некоторые люди, которые знали лично меня, давали деньги просто так. Но таких людей было мало, несмотря на то, что мы освещали наш проект и на радио, и на телевидении.
— Я читала, что вы выиграли грант от 4City.
— Да, я слышала про 4City и ждала, когда объявят конкурс. Изначально заявили об очень маленькой сумме, но в конце она выросла в несколько раз просто за счет того, что основатели вложили свои собственные деньги. В итоге наш проект занял первое место и нам выделили больше всего денег – 149 тыс.гривен. Таким образом мы собрали полную сумму, но я еще думаю разместить проект на краудфандинговой платформе в Одессе, потому как изначально проект рассчитан на большую сумму и задумок там очень много.
Дело осталось за малым
— Дело осталось за малым – найти место и построить площадку.
— Я очень хотела, чтобы площадка была у моря. Но прибрежную зону нам бы никто не дал, поэтому я решила, что парк Шевченко – это прекрасное место. На весь огромный парк там всего две старые советские площадки.
Всеми разрешительными документами занимается ОО «Фонд развития Одессы». На словах у нас есть согласие, осталось только оформить на бумаге. Как только мы получим разрешение, сразу же начнется строительство.
Краудфандинг (от англ. сrowdfunding) – народное финансирование: сrowd — «толпа», funding — «финансирование». Механизм действует как в пословице «с мира по нитке», когда все желающие «сбрасываются» кто сколько может на реализацию проекта. Люди дают деньги автору, у которого есть интересная идея. Автор же предлагает что-то людям взамен: продукт или услугу.
Городское пространство 4City – это ресторан, коворкинг и лекторий, 70% от прибыли которого направляются на реализацию социальных проектов по развитию Одессы. Основателями ресторана выступили почти 300 человек, каждый из которых выделил по 1000 у.е.
Ольга Данилина