В течение следующих двух лет власти собираются привести защиту потребительских прав к европейскому уровню. Полная программа мероприятий прописана в «Концепции государственной политики в сфере защиты прав потребителей на период до 2020 года», которая вступила в силу в январе этого года. Обзор нововведений, которые ожидают граждан, подготовили эксперты Центра общественного мониторинга и контроля.
Предупредить и предотвратить
Введенный в Украине с 2014 года мораторий на проверки малого и среднего бизнеса привел, по данным Госпродпотребслужбы, к негативным последствиям: снизился контроль за качеством продуктов на прилавках магазинов и в заведениях общепита, в следствии чего участились эпизоды массовых отравлений. Сегодня чиновники стремятся найти разумный баланс между количеством проверок и защищенностью потребителей. Уже в апреле вступает в силу закон «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных». Он позволит приостанавливать работу предприятий, которые производят или продают опасную продукцию, на срок до 10 дней без решения суда. Эксперты прогнозируют, что это поможет эффективнее предотвращать вспышки острых кишечных инфекций и улучшит санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране.
– Для бизнеса такой подход означает, что те операторы рынка, которые выполняют все требования законодательства четко и без нарушений, будут проверяться компетентным органом с меньшей частотой, – сообщил заместитель руководителя проекта ЕС «Усовершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине» Яна Добидовская.
Проверки, кроме случаев аудита, будут проводиться без предупреждения, однако предприниматели смогут самостоятельно узнать, когда ждать инспекторов на сайте Офиса эффективного регулирования, где уже опубликованы планы проверок 22 государственных органов.
Дополнительные механизмы
В то же время, в рамках утвержденной Концепции, власти намерены широко информировать граждан об опасной и некачественной продукции. Теперь на сайте Госпотребслужбы будет публиковаться информация о результатах проверки потребительских товаров, если испытания были проведены в аккредитованных лабораториях. По мнению чиновников, такие меры будут стимулировать производителей и реализаторов соблюдать нормативы и работать прозрачно.
Кабмин поручил местным органам исполнительной власти создать «горячую линию» по вопросам защиты прав потребителей. Также рассматривается возможность создания консультационных центров, которые будут работать при госадминистрациях.
Однако некоторые эксперты считают, что эффективно бороться с недобросовестными производителями поможет увеличение штрафов.
– Если в Европе человек купил некачественный товар и обратилась в суд, то это почти 100-процентная гарантия, что он этот спор выиграет, – рассказывает директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Ближе к стандартам ЕС
Принятая концепция также предусматривает усовершенствование законодательство в области кредитования, лизинга, страхования. К примеру, один из законопроектов обяжет банки информировать граждан о всех скрытых процентах и платежах, запретит увеличивать фиксированную процентную ставку без письменного согласия клиента и устранит рекламу финансовых учреждений без лицензии. Госпотребслужба предлагает также усилить защиту граждан в сфере электронной торговли.
Владимир Лапа, глава Госпотребслужбы Украины: «Сейчас больше всего нарушений прав происходит в интернет-торговле. Поэтому на уровне законодательных предложений этот вопрос прорабатывается».
До конца 2018 года Кабмин планирует направить закон «О защите прав потребителей» в Европейскую комиссию, чтобы проверить, соответствует ли он стандартам ЕС, и при необходимости внести соответствующие изменения. Это один из этапов на пути к евроинтеграции Украины.
По мнению большинства аналитиков, если все запланированные мероприятия удастся воплотить, то это пойдет на пользу, не только потребителям, но и предпринимателям. Ведь первые получат возможность покупать качественные товары и пользоваться качественными услугами, а вторые – честную конкуренцию и стимул для развития.
Тут тоже неплохо рассказали https://www.youtube.com/watch?v=LMj3cSlnUgc