Последняя сессия городского совета отдала в аренду участок земли по адресу – Красный переулок, 3. Здесь могут построить очередную коробку с торговыми площадями – предположительно второй корпус торгового центра «Европа». «Одесская жизнь» решила выяснить, насколько необходим историческому центру Одессы еще один торговый центр? Также с нашими читателями мы хотим понять кто и что покупает и продает в уже действующих моллах.
Очередной…
Опубликован проект нового торгового центра, который будет строиться на месте старой двухэтажки по адресу Красный переулок, 3. Змельный участок на первой в этом году сессии городского совета решено было передать в аренду сроком на 20 лет компании «Белая Акация». Данная компания входит в группу «Приват» известного бизнесмена Игоря Коломойского. И ей же принадлежит построенный более десятка лет назад торговый центр «Европа», выходящий фасадом на улицу Дерибасовскую.
У «Европы» общий двор с переданным в аренду домом в Красном переулке. Именно на этом месте по опубликованным проектным данным должны построить шестиэтажное здание, оформленное в стиле «хай-тек». Его фасад будет выходить в Красный переулок, а подъезд автомобилей к возможному будущему торговому центру можно будет осуществлять только по тому же Красному переулку. Именно так сейчас подъезжают машины, обслуживающие действующий ТЦ «Европа» и ярмарку на Дерибасовской. Это неизменно создаст сложности в и без того перегруженном трафике исторического центра Одессы. О возможности транспортного коллапса в Красном переулке даже во время сессии предупреждали некоторые депутаты горсовета.
Тем не менее торговый центр будет рассчитан, прежде всего, на покупателей — пешеходов с улицы Дерибасовской.
Почему строят торговые центры
С точки зрения бизнес-модели, торговый центр обеспечивает его владельцу длительный стабильный доход от арендной платы.
В историческом центре Одессы, например, есть проблема недостатка торговых площадей для размещения в них крупных продуктовых супермаркетов, больших магазинов одежды, электроники и бытовой техники. За пределами исторического центра различные ТЦ строятся по мере наличия спроса на торговые площади и свободного места под застройку.
Себестоимость строительства торгового центра, особенно в спальных районах, значительно меньше жилой недвижимости за счет применения типовых несущих быстровозводимых металлоконструкций, сравнительно малого количества бетона и снижению многих других параметров. Такие ТЦ обходятся инвестору от 100 до 300 $ за квадратный метр.
Однако, себестоимость строительства многоэтажного ТЦ на небольшом «пятачке» в историческом центре уже сравнима с себестоимостью жилой недвижимости — около 400-500 $ за квадратный метр.
Сколько торговых центров в центре?
В центре Одессы достаточно много крупных торговых моллов. Причем сконцентрированы они на небольшом «пятачке» в районе пешеходной Дерибасовской. В основном торговые центры расположены на Греческой площади, на улицах Екатерининской и Преображенской, и собственно на самой Дерибасовской.
Пять моллов в центре Одессы:
- «Европа», ул. Дерибасовская, 21, 8600 м кв.
- «Афина», Греческая площадь, 19500 м кв (общая 29200 м кв.)
- «Греческий», Греческая площадь — под землей, 3000 м кв. (общая 6100 м кв,)
- «Пассаж», ул. Преображенская, 34. угол Дерибасовской, 2000 м кв, (также отель)
- «Кадорр», ул. Екатерининская, 27, 10000 м кв (общая 23500 м кв.)
Также до сих пор существует вероятность строительства еще одного торгового центра в исторической части Одессы – в Летнем театре. Речь шла о здании общей площадью почти 33000 квадратных метров.
Найди 5 отличий
Пятерка крупных торговых центров в исторической части Одессы сконцентрирована в шаговой доступности друг от друга. К тому же почти все они «страдают общим недугом» — излишним свободным пространством.
Во всех действующих торговых центрах постоянно есть неарендованные площади. Особенно много пустующих помещений на верхних этажах. Хотя есть и исключение — крайне редко появляются свободные помещения в торговом центре «Европа». Кроме того, почти в каждом торговом центре есть свой так называемый «якорный» арендатор — например, крупный супермаркет. Такие «якоря» есть в ТЦ «Афина», «Европа» и «Кадорр». И именно к «якорям» направляется больше половины общего потока посетителей торгового центра.
Остальные площади, как правило, заняты относительно небольшими магазинами одежды, аксессуаров, электроники и гаджетов. В основном, здесь нет Luxury-магазинов или брендовых бутиков — они либо находятся в отдельных помещениях, либо сконцентрированы в других торговых центрах. Самые популярные из них в премиум-сегменте расположены за пределами центра города — это «Ривьера» за поселком Котовского и «Сады Победы» около Аркадии.
Во всех торговых центрах, считает эксперт по коммерческой недвижимости Антон Терехов, есть одна и та же проблема — как «поднять» посетителей выше второго этажа. В некоторых из них такая проблема решается размещением на самом верхнем этаже популярного ресторана или супермаркета, как это сделано с магазином «Сильпо» в «Кадорре» или кафе «Пузата Хата» в «Европе». В то же время в ТЦ «Афина» супермаркет «Таврия-В» расположен на минус-первом этаже, куда и направляется основной поток посетителей.
Что же касается пятерки торговых центров в историческом центре города, то они рассчитаны на среднего достатка горожан и туристов. А товары, которые можно приобрести в магазинах, зачастую однотипны. Так в чем же разница? И чем новый торговый комплекс будет отличаться от пяти уже действующих в том же районе?
Что даст Одессе новый торговый центр?
Строительство нового торгового центра, по мнению маркетолога и эксперта по коммерческой недвижимости Антона Терехова, не принесет центру Одессы ничего нового.
— Центр Одессы и так перегружен торговыми площадями. Создание еще одного молла не даст городу ничего нового: сюда не зайдут новые торговые сети, новые бренды. Это будут такие же магазины, бутики и заведения, какие уже есть в нынешних ТЦ или отдельных магазинах. Кроме интереса инвестора, я не вижу особого смысла строить что-либо еще в историческом центре.
Проблемы у крупных торговых центров и магазинов в Одессе начались еще в 2015 году, в связи со сложной экономической ситуацией в стране. Рост курса доллара, сокращение числа платежеспособных туристов из Европы и России привели к закрытию ряда магазинов, либо их переезду на рынки или в торговые центры. Но и в торговых центрах традиционные магазины зачастую работают с проблемами — не все могут «осилить» достаточно высокую арендную плату и жесткую конкуренцию с Интернет-магазинами.
Мало очень мало в Одессе ТЦ,Труханов строй.На тебя сморит вся Одесса…..Центр города убили высотками.Нет той красивой и зеленой Одессы.
убивают 7км. пернесут контейнері в центральную коробку расного
обошел 2 десятка маркетов в надежде купить новые ботинки..ну что вам сказать друзья…во всех маркетах один товар что с 7 км и как я могу гламмурный до нельзя пачанчик надеть такое дерьмо..кстати по цене приличных туфель в германии..