Ведущий эксперт о возможностях лучше подбирать студентов

Что лучше — тестирование или экзамены? Споры на эту тему не утихают. Большинство украинцев считают, что экзамены — это коррупция.

Возможно ли тестировать так, чтобы были видны способности
абитуриентов? «Свідомо» спросило об этом Александра Ляшенко,
академика-секретаря отделения общего среднего образования Академии
педагогических наук. Он считается наибольшим специалистом по тестам в Украине и возглавлял группу, которая придумала, как тестировать способности.

Как вузу отобрать «своего» студента?

— Ректоры университетов жалуются, что через тесты знаний,
которые в настоящий момент проводятся, не могут разглядеть «своих» студентов…

— Разговоры о поиске «своего» студента начал ректор КПИ
Михаил Згуровский, и я это могу легко объяснить. Раньше они избирали «своего»
студента с помощью довузовских курсов. Тогда дети, которые их заканчивали,
сдавали вступительные экзамены предварительно и проходили на учебу раньше всех.
Это избирание «своих» по льготе — человек платит деньги, ходит на курсы и становится студентом.

Отсюда и начались разговоры о том, что внешнее независимое
оценивание не дает возможности разглядеть абитуриента, удостовериться, что он
подходит для этого факультета или вуза в целом.

— А тестирование способностей поможет этому?

— Эти тесты определяют общую компетенцию. Не специальную или узкопрофильную, а общую. То есть, не важно, куда пойдет учиться абитуриент.
Если он успешно сдаст эти тесты, значит у него есть способности к самому
процессу учебы, возможность адекватно получать и накапливать знания — не важно
какие.

В Америке есть такие тесты — SAT (Scholastic Assessment Test
— тест школьных способностей), и они обязательны для вступления во все самые
престижные университеты. Потому что не всегда важно, что ты знаешь. Важно, чему
ты можешь научиться. И если проводить такие тесты вместе с внешним независимым
оцениванием, то можно полноценно оценить знания и способности каждого
абитуриента.

— Вы можете привести пример?

— Пожалуйста. Какой угол образуют стрелки часов, если время
— 14.55?

Ответы:

а) 90;

б) 100;

в) 105,5;

г) 117,5;

д) 120.

— И какой правильный ответ?

— Вариант «г».

Круг имеет 360 градусов. На часах 12 делений. Значит градус
между двумя соседними делениями равен 30. (360 разделить на 12 = 30). Если на часах 14.55, то до 120 градусов не хватает совсем немножко. Это немножко — 30 градусов, деленное на 12 отметок = 2,5 градуса. 120 минус 2,5 = 117,5.

В этом задании нужно уметь только делить и логично думать.
Если человек справляется с такими заданиями, значит его можно учить сложным
математическим правилам.

В 2012 году выпускников школ не будет

— А вы знаете позицию нового министра образования
относительно возможности тестировать способности?

— Нет, никаких намерений Дмитрия Табачника по поводу этих
тестов я не знаю. Мы работали с Иваном Вакарчуком, он владел этой информацией,
и можно было предвидеть его действия в этом направлении. А теперь мне нужно
идти к Табачнику и рассказывать, что это такое и для чего мы его разработали. Какой
будет его реакция — представить не могу.


— А каким был план, утвержденный Вакарчуком?

— Мы подготовили первый вариант тестов и апробируем его в четырех ведущих университетах — Харьковском, Донецком, Львовском и Киевском.
Этот этап заканчивается в сентябре 2010 года.

На втором этапе мы будем испытывать эти тесты шире — на 200
учениках и 200 студентах-первокурсниках. Мы хотим проверить, насколько
компетентность студентов отличается от учеников. Если разница не существенна,
значит тест работает нормально. Если существенная — тест не пригоден, и придется его совершенствовать.

В 2012 году — на последнем этапе — выходим на региональный
масштаб. До этого мы уже должны предложить полностью всю технологию этих
тестов.

— Почему именно в 2012?

— В этот год из-за 12-летней учебы в школах
абитуриентов-выпускников школ не будет. Будут поступать те, кто окончил школу
раньше. И, собственно, этот тест рассчитан именно на выпускников прошлых лет.

Экзамен — это субъективная оценка



— А чем плохо вернуться к старым-добрым экзаменам?

— Что такое экзамен? Это субъективная оценка. И что бы кто
ни делал, это все равно останется субъективной оценкой. Оценка, которая в основном выражает отношение преподавателя к тому или другому ребенку. Будет
оценивать этого ребенка другой преподаватель — будет другая оценка. Я когда-то сделал эксперимент. Контрольную работу своего студента дал на проверку своим
коллегам. И диапазон оценок был от тройки до пятерки по пятибальной шкале. Одна
и та же работа! Вот вам и разница.

Так же и при поступлении. И дело вовсе не в коррупции и взятках. Здесь совсем другое.

Чем отличается тестирование? Это средство, которое позволяет
измерять знание. В обычном экзамене ты вытягиваешь билет — знаешь не знаешь,
как-то отвечаешь. Можешь понравиться преподавателю, и он поставит хорошую
оценку. Можешь нет. Тогда будет плохая оценка. А задание должно быть всегда
однозначное — я или знаю, или не знаю — третьего не дано. Все находятся в равных условиях.


— Сколько денег было потрачено на разработку тестирования
способностей?

— У нас не было финансирования. За исключением приглашения
экспертов из США. Мы провели пять семинаров и, собственно, получили средства
только на переезд, питание и проживание гостей. Никакой зарплаты или гонораров
никто из нас за разработку этих тестов не получает. Это люди-энтузиасты. Нам и не нужна никакая финансовая поддержка. Нам нужно лишь, чтобы преподавателей,
которые работают над разработкой тестов, ректоры их учебных заведений отпускали
на семинары. Они длятся обычно неделю, и для учителей является большой
нагрузкой проводить утром лекции, а после обеда ехать на семинар.

Cистема тестирования способностей стала создаваться в США
еще в 1924 году. Тогда солдаты стали возвращаться с войны, и возникла проблема
с их учебой в высших учебных заведениях. Был образован College Board, совет
ректоров наибольших университетов США, который в 1926 году закончил разработку
SAT (Scholastic Assessment Test -тест школьных способностей). Он должен был
определять не знание, а потенциал абитуриента, его возможность быстро учиться
получать и усваивать знания и эффективно применять их на практике.

Тесты SAT за все
время существования почти не изменились, и на сегодня они обязательны при вступлении в самые престижные американские вузы – Гарвард, Принстон, Йель.
Решение разработать такие планы в Украине принял министр образования и науки
Иван Вакарчук. 29 января 2009 года, согласно приказу МОН, была создана рабочая
группа, которую возглавил Александр Ляшенко. Основное задание — исследовать
международный опыт и создать подобные тесты в Украине.

Максим ОПАНАСЕНКО,
бюро журналистских расследований «Свідомо»,
специально для «Одесской жизни».


Автор:

Спросить AI:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии