В салоне маршрутного автобуса марки «Эталон» (желтого
такого, их у нас в городе много), табличка гласит: «количество сидячих мест —
25, общая пассажировместимость — 34». Простейшее арифметическое действие
позволяет вычислить, что стоять в маршрутке во время ее движения может максимум
девять человек. Вы когда-нибудь такое видели, особенно утром и вечером, когда
народ едет на работу или домой? Я — нет. Скажу больше: сегодня специально
подсчитал: норматив был перекрыт ровно вдвое.
На удивление, в такой перезагруженности, а значит — и в несусветной давке, есть стороны
заинтересованные.
В первую очередь это, конечно же, водители маршруток.
Хозяева автопредприятий устанавливают для них план: столько-то гривень в конце
смены вынь да положь. Подразумевается: все остальное — твое. Поэтому, чем больше пассажиров набил в салон
водитель — тем существеннее «личная» выручка. Сколько персон ты перевез — никто
не контролирует. Обилечивать у нас как-то не принято, денежку вручают на выходе
работнику баранки без всяких условностей в виде талонов, рулончики которых иной
раз сиротливо пылятся на «торпедах».
Во-вторых, в выигрыше
тот, кто куда-то спешит, или ему попросту лень подождать следующего автобуса.
Подавляющее же большинство от нарушения установленного
порядка, ясное дело, страдает. Кому понравится, пусть даже в часы «пик», дважды
в день уподобляться обитателям банки иваси? Деньги-то за проезд уплачены, а значит и право на комфорт, пусть относительный, никто не отбирал. Но это, что называется, еще полбеды.
Никто, как показывает практика, не хочет думать о таком простом, самим собой
напрашивающемся выводе: в случае
аварийной ситуации, не дай Бог — серьезного ДТП, чем больше незапланированных пассажиров
окажется в салоне — тем больше народу пострадает. Ясно, что отвечать по всей
строгости, в первую голову, придется именно водителю. Но кому от этого станет
легче?
По логике вещей, ситуацию должно бы контролировать
Управление транспорта и связи исполкома горсовета. Но у нас даже в автобусах и троллейбусах КП «Одесгорэлектротранса» ревизоры — редкие гости (по причине
банального некомплекта). Так до частных ли им перевозчиков?
Прекрасно отдаю себе отчет: затеянный мною разговор, скорее
всего, «в пользу бедных». Сдается мне, что одесские маршруточники и их хозяева,
да и городские чиновники, ответственные за транспорт, все-таки живут по принципу — «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Но думать о самом плохом
не хочется, а то еще накличешь беду.