Каким-то чудесным образом оказываюсь в веке девятнадцатом, в плохо освещенной (канделябр — это вам не электричество) комнате пожилого одесского ростовщика, у которого находится посетитель.
Он просит у ростовщика денег, да немалых — 15 тысяч рублей, по тем временам сумма почти астрономическая. На что? На создание учебных мастерских для одесского Новороссийского университета. Ростовщику смешно: «Молодой человек, да вы знаете, о какой сумме просите? А сколько лет вам придется ее отдавать?.. Вы берете на пятнадцать лет, а вы подсчитали, сколько вам будет, когда вы отдадите долг? А сколько процентов набежит за эти пятнадцать лет, знаете?!». Ростовщик тут же берет старинные счеты и доказывает, что расплачиваться будет сложно, очень сложно. Отказывать себе придется практически во всем. Посетитель настаивает на своем: «Я готов принять все ваши условия!»…
Снимается одесское кино
Да, такие вот чудеса! Ну а если серьезно, то чудо это зовется просто и волшебно одновременно: «снимается кино». В одном из павильонов Одесской киностудии начались съемки фильма об одесском механике-самоучке, изобретателе Иосифе Тимченко — том самом, который создал скачковый механизм, ставший прообразом киносъемочного аппарата — за два года до братьев Люмьер.
Да, довелось встретиться с самим изобретателем Иосифом Тимченко (его играет артист Александр Перуцкий)! Это ведь именно он, механик-самоучка, явился к одесскому ростовщику (народный артист Украины Николай Завгородний). А тут же, за стеной, прохаживается сама Вера Холодная (артистка Нелли Нечаева) со своим импрессарио (артист Анатолий Индрицанин), а вот и Анастасия — супруга Тимченко (одесская тележурналистка Анна Коренева). Диковинные платья, горящие свечи, скульптуры, старинная мебель…
— Он был изобретателем и во-первых, и во-вторых, но, увы, никак не предпринимателем. Если бы Иосиф Тимченко запатентовал свое изобретение, как это сделали спустя два года братья Люмьер, он не только бы смог стать очень и очень обеспеченным человеком, но Украина получила бы пальму первенства в истории мирового кино, — не без горечи говорит и.о. председателя правления ЧАО «Одесская киностудия» Андрей Осипов.
Но как же приятно, что сама история эта не забыта: только-только во Всемирном клубе одесситов была представлена книга Сергея Гавриленко об Иосифе Тимченко «Человек с улицы Преображенской», как вскоре после этого одесский режиссер Игорь Козлов-Петровский приступил к съемкам биографического фильма-загадки. У него два рабочих названия — одно полностью совпадает с названием книги, второе мы прочитали на хлопушке: «Тайна старого хронометра». Причем здесь хронометр? И почему фильм — загадка?
Игорь Козлов-Петровский рассказывает, что сюжет не совсем обычен: поначалу все будет «крутиться» вокруг тайны, связанной с еще одним изобретением (а их было превеликое множество!) Иосифа Тимченко — хронометром, который был отправлен в Петербург в подарок самому императору, и самым непонятным образом исчез по дороге. Впрочем, тайн в картине будет немало, что, безусловно, уже сейчас, когда съемки только-только начались, вводит всех в состояние нетерпеливого ожидания. Еще бы, кино о рождении кино, да не где-нибудь, а в родной Одессе!
На съемочной площадке царит соответствующая атмосфера: тут и волнения хватает с избытком, и творческой нервозности. Однако, не могу не отметить удивительную доброжелательность артистов друг к другу, благожелательность режиссера-постановщика и какую-то невероятную радость, с которой проходят сами съемки. То ли сама тема всем очень интересна, то ли непосредственное участие в «возрождении» непростой судьбы Иосифа Тимченко сказывается. А может, не только судьбы одесского изобретателя, но и в медленном, но верном возрождении самого украинского кино?..
На вопрос, что является самым сложным в исполнении роли Иосифа Тимченко, артист Александр Перуцкий отвечает сразу же, в исключительно одесском духе:
— Самое сложное в моей роли — это суметь простить самому себе, что я так и не зарегистрировал собственное изобретение!
Нелли Нечаева признается, что с огромной радостью и, конечно же, трепетом, работает над ролью Веры Холодной. Николай Завгородний рассказывает, что с ролью ростовщика ему в его актерской судьбе уже приходилось встречаться.
И, поверьте, это, как говорят в Одессе, нужно видеть: только-только окончили снимать одну сцену, а Николай Завгородний, не выходя из образа, все еще прохаживается по коридорам, как истинный ростовщик, говорит на том же сленге, и не без любопытства наблюдает за работой гримера, которая наводит последние штрихи на Нелли Нечаевой. Даже прикидывает по ходу: может, не стоит зажигать все свечи? Может, нужно немного сэкономить? И жесты — те же, и походка. Вот оно, вживание в роль!
Но вот Александр Перуцкий и Николай Завгородний снова на съемочной площадке. Кажется, здание мастерских, о которых мечтает Иосиф Тимченко, все же будет построено: одесский ростовщик проникается упорством своего необычного посетителя:
— Ай, молодой человек, ну если вы так настойчивы, то так и быть: вы получите от меня эти пятнадцать тысяч рублей! Хотя это такие бешеные деньги!..
Итак, первый съемочный день состоялся. Игорь Козлов-Петровский рассказывает, что многие сцены фильма будут сниматься в Оперном театре, Воронцовском дворце. Что же до натуры… Конечно же, ею станут старые одесские дворы, одесские улицы, одна из которых — Преображенская, где жил Иосиф Тимченко, талантливейший изобретатель, большой мастер, которому, увы, так не хватало практической жилки.
Оксана Чигиринская.