Историки не могут прийти к единому мнению о роли одессита Льва Мехлиса в истории СССР. Его называли тенью Сталина — он работал личным секретарем вождя.
Одесская страница его жизни туманна: он не любил вспоминать о детстве, о родителях и, если верить свидетельствам окружения, сожалел о том, что родился в Одессе.
Архивные документы противоречивы и скупы
В архивах сохранилось фото молодого Мехлиса. На нем — молодой человек в косоворотке и кургузом пиджачке, с пышной шевелюрой и аккуратным пробором посередине. «2,5 года служил по найму в конторе Каца в Одессе, — указывал Мехлис в анкете, заполненной в ноябре 1921 года. — Потом давал уроки».
В «Основной карте коммуниста» в апреле 1919 года в качестве родного языка он называет русский, указывая, что говорит и на «еврейском». В военном же билете, выданном 11 марта 1926 года, со слов его владельца записано: национальность — еврей, однако национальным языком не владеет.
В той же «Карте» он сообщает: получил домашнее образование «по полному курсу реального училища». Вряд ли такое могла позволить себе бедная еврейская семья, но и зажиточной она не была, коль подросток работал в конторе и давал частные уроки.
В 1919 году, отвечая на вопрос анкеты, подвергался ли преследованиям за революционную деятельность, Мехлис назвал скромный эпизод: «В 1907 году в г. Одессе арестован и избит в Херсонском участке». Здесь же запись о вступлении в еврейскую социал-демократическую рабочую партию «Поалей-Цион»(«Рабочие Сиона»). В СССР она рассматривалась как одна из организаций, созданных в России главарями международного сионизма. В общем, дооктябрьская биография Мехлиса скупа на свидетельства участия в политической борьбе.
Шанс, предоставленный революцией
В 1911 году его призвали на срочную службу в артиллерийскую бригаду. Лямку тянул, как писал сам, в «пункте лошадей». Во время Первой мировой войны оказался на Юго-Западном фронте, но тоже больше был занят по части содержания конского состава. Сведений об участии Льва в боях нет — так как служившие тягловой силой в артиллерии лошади не были на переднем краю.
Февральская революция застала Льва Мехлиса в Белой Церкви. За ним репутация фронтовика. Когда в городе формировался совет рабочих и социалистических депутатов, его делегировали в комитет по охране порядка, который он вскоре и возглавил. Лев быстро осознал, какой шанс ему, еврею, обреченному при старом режиме всю жизнь находиться за чертой оседлости, предоставляет революция.
Во время гражданской войны Лев Мехлис оказался на руководящих командно-политических постах. Отличился в 46-й стрелковой дивизии, где был комиссаром. Принимал участие в разгроме белогвардейцев в Крыму, пулям не кланялся, ходил в атаку с бойцами.
Современники отмечают, что в его первых шагах на военно-политической стезе уже видны черты стиля, который принесет будущему начальнику Главного политуправления Рабоче-Крестьянской Красной Армии мрачную славу: конфликтовал с командирами, с подозрением относился к военспецам; безжалостно перетряхивал кадры, предпочитая преданных лично ему работников. В экстремальных ситуациях проявлял энергичность и решительность.
В 1920 году состоялась первая встреча Сталина и Мехлиса. А уже через два года одессит стал личным помощником вождя. О том, какую конкретную роль отводил Сталин Мехлису, Лев предпочитал не распространяться, а в архивах подобные материалы весьма малочисленны. И дело не только в секретности документов из секретариата генсека. Надо учитывать, что деятельность Мехлиса в этот период не носила публичного характера. Положение помощника предполагает преимущественно личные, устные, не фиксируемые на бумаге отношения.
Американский биограф советского лидера Р. Такер писал: «Будучи Генеральным секретарем, Сталин образовал корпус личных помощников… Они держали Сталина в курсе всех событий, включая международные дела, и помогали ему вырабатывать политическую линию. Они же являлись связующим звеном между ним и бюрократическим аппаратом… Личных помощников Сталина, среди которых в 20-е годы особо выделялись Товстуха и Мехлис, наделили титулом «ассистент секретаря ЦК».
Обязанности помощника Сталина
Мехлис готовил различную справочную информацию, участвовал в предварительном рассмотрении вопросов, выносимых на Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК, вел переписку, следил за стенографированием заседаний, выполнял личные поручения генсека. На сталинском секретариате лежала обязанность формировать положительный имидж вождя. Мехлис ежедневно просматривал и визировал все материалы о Сталине и фотографии для печати, внося немалую лепту в раздувание культа Генсека ЦК — иными словами, занимался пиаром.
Должность, благодаря приближенности к первому лицу партии, давала ему возможностей больше, чем иному члену правительства. Лицо вроде бы техническое, чья главная задача — по крайней мере, публичная — регулировать поток бумаг и посетителей, он приобрел незримую, но осязаемую власть над огромным слоем партийных и госчиновников.
Конечно, приходилось выполнять и мелкие, порой унизительные поручения. Когда вождю нечем было раскурить трубку, он звонком вызывал помощника и требовал: «Товарищ Мехлис, спички!» После неоднократных повторений одной и той же сцены Мехлис установил на столе у Сталина специальный звонок с надписью «спички», и когда звонил этот звонок, посылал спички с курьером. Но Сталин не отказывал себе в удовольствии поиздеваться: звонил в основной звонок, а когда помощник появлялся в дверях, с усмешкой говорил: «Товарищ Мехлис, спички!».
В мае 1930 года Мехлис вошел в состав редакции газеты «Правда», а в 1931-м занял пост главного редактора. И «Правда» стала подлинным сталинским рупором.
В 1935 году Мехлис без защиты диссертации стал доктором экономических наук.
На XVII съезде ВКП(б) он избран кандидатом в члены ЦК, а в октябре 1937-го переведен в члены ЦК.
В январе 1938-го Мехлис становится начальником Политуправления РККА и заместителем наркома обороны СССР и без колебаний берется за чистку аппарата политсостава. Слова Мехлиса с трибуны XVIII съезда «Врагов и изменников будем уничтожать, как бешеных собак» характеризуют его позицию.
Кадровый погром Мехлис устроил на Дальнем Востоке. Лично причастен к трагедии маршала Блюхера. Страшной «заслугой» сталинского инквизитора было то, что он превратил политработников в доносчиков: секретной директивой обязал начальников политорганов дважды в год предоставлять ему подробные характеристики командиров.
С началом войны Мехлис опять в армии. В числе его «достижений» — расправа с командованием Западного и Северо-Западного фронтов. Молва связывает объявление попавших в плен воинов «врагами народа» именно с Мехлисом.
Ему хотелось проявить свой полководческий талант, которого не было. В 1942-м в Крыму его стараниями на переднем крае была создана такая скученность войск, что ни один немецкий снаряд не пропадал даром. Все обернулось огромными потерями в ходе Керченской оборонительной операции. Но он не утратил доверия вождя. До конца войны был членом военного совета различных фронтов и везде занимался доносительством Сталину.
В 1946-м Мехлис был избран депутатом Верховного Совета СССР, стал министром Госконтроля СССР.
В декабре 1949 года с ним случился тяжелый инсульт…
С будущей женой, Елизаветой Абрамовной Млынарчик, он встретился в Гражданскую. По семейному преданию, во время мятежа в Екатеринославе Мехлис был тяжело контужен (документально это не подтверждено). Подобрала его и оказала медицинскую помощь молодой врач Млынарчик. Когда комиссару стало лучше, он сбежал из медпункта, но военврача не забыл. В 1919 году они поженились.
10 октября 1922 года у них родился сын. Счастливый отец решил вести записи и «дать возможность будущему человеку изучать свое детство, знать условия, в которых тот жил и воспитывался». Эти записки и сегодня по-своему интересны, но, к сожалению, велись нерегулярно и оборваны в 1930 году. Однако в них не столько о сыне Леониде, сколько о его отце, быстро поднимавшемся по служебной лестнице функционере. А пережившая мужа на два десятка лет Млынарчик до конца дней преданно заботилась об увековечении его памяти.
*********
Рабская верность Сталину, житейская хитрость и знание всех пружин кремлевского механизма власти дали результат: Мехлис, пережив взлеты и не очень болезненные падения, сумел продержаться в обойме руководителей СССР четверть века и, в отличие от многих коллег, умер не от пули палача, не на лагерных нарах, а в своей постели.
Вячеслав Воронков.
общим к людям біли хуже чем к собакам -три голодовки 21год 33 и 47год.и паралельно тупость военная.ведь 75% генералов расстреляли в 37г.30тис офицеров с военн обр на Коліму.в 41г 225полками командівали люди коммунисті но без военн обр.как резултат драпали к Волге.4млн в плен в 41.хотя имели в 3р больше танков и самолетов чем немці.а по численн солдат 4млн біло у немцев и наших.
сейчас бы лёву мехлиса да давидку троцкого запустить на энаальную прочистку рады и банковой забеглотовки..и повеселела бы вся украина от счастия.
ЕС и его реформы, были проведены украинским правительством, только ради ещё большего (хотя больше уже некуда) закабаления и рабства простых народных масс. Коммунистов, таких как Сталин и даже слегка пролиберальный Троцкий, сейчас нет. Но власти стремятся стереть даже память о них, потому и в евросоюз вперлись. ЕС и НАТО — это фашистские блоки.