Что происходит в деле о трагическом пожаре в лагере «Виктория»?
Одну из трех девочек, погибших в пожаре в лагере «Виктория», Настю Кулинич, похоронили в понедельник, 25 сентября в ее родном селе Троицкое в Одесской области. Около недели понадобилось специалистам, чтобы сначала найти, а после идентифицировать сильно обгоревшие останки. И это, пожалуй, единственный момент, в котором точка поставлена. В остальном конца этой истории пока не видно.
Расследование по факту пожара все еще продолжается. Сразу после инцидента главными версиями случившего стали нарушение правил пожарной безопасности, неисправность электроприборов и умышленный поджог. Однако спустя несколько дней последнюю отбросили. По словам начальника ГУНП в Одесской области Дмитрия Головина, специалисты не обнаружили признаков поджога на месте происшествия. Расследование взял под личный контроль генпрокурор Юрий Луценко.
Отметим, что по данным Одесской областной прокуратуры, звонок в службу «101» с сообщением о пожаре поступил через полчаса после начала возгорания. До этого огонь пытались тушить самостоятельно, теряя драгоценное время.
Виновники
Места на скамье подсудимых по делу гибели трех девочек пока пустуют. Под стражу взяты лишь воспитатель Наталья Янчик, которая по документам должна была отвечать за пожарную безопасность в лагере, и директор детского лагеря Петрос Саркисян. Адвокат девушки утверждает, что она не работала в «Виктории» с августа. И хотя сейчас она находится в СИЗО, скорее всего, ее ждет условный срок.
Ни те, кто строил лагерь, ни те, кто принимал его по части безопасности и соответствия стандартам, пока не наказаны. Политическую ответственность за случившееся взяли на себя лишь директор департамента науки и образования Одесского горсовета Елена Буйневич, написавшая заявление об отставке (правда на сайте мэрии есть только распоряжение о ее отстранении на время расследования) и вице-мэр по гуманитарным вопросам Зинаида Цвиринько, вышедшая на пенсию «по собственному желанию». Кроме того, по распоряжению мэра от своих должностей на время расследования отстранены председатель Киевской райадминистрации Владимир Сушков, начальник городского управления капстроительства Борис Панов и начальник городского управления ГАСК Александр Авдеев.
После пожара в «Виктории» частично был снят мораторий на проверки ГСЧС. Специалисты областного ведомства обследовали большую часть социальных объектов, расположенных на территории Одесской области. В их числе школы, детсады, медучреждения, общежития, дома престарелых и санатории. Практически везде были обнаружены грубые нарушения противопожарной безопасности: отсутствует или не работает противопожарная сигнализация и гидранты, не обработаны противогорючими смесями деревянные конструкции, неисправна электропроводка, нет огнетушителей. Отметим, что с начала года спасатели зафиксировали около 27 тысяч нарушений техники пожарной безопасности на разных объектах Одесской области. Параллельно ведется проверка всех документов, связанных со строительством и работой лагеря.
На данный момент все, кто попал в больницу после пожара, выписаны. Одна девочка с травмой позвоночника находится под наблюдением медиков дома. С участниками ансамбля «Адель» работают психологи. Когда похоронят Соню Мазур и Снежану Арпентий, пока неизвестно.
Отметим, что общественность города, да и вся Украина, ожидает от властей большего, чем суда над воспитательницей. В идеале — прозрачного расследования коррупционных действий, приведших к трагедии.