Полковник противопожарной службы в отставке и бывший руководитель Управления пожарной охраны Одесской области с 1988 по 1998 Александр Сергеевич Сидоров в интервью одесскому телеканалу рассказал, что нельзя отбрасывать версию поджога детского лагеря «Виктория» по ряду причин.
— Какое у Вас впечатление, как у специалиста, осталось от пожара в детском оздоровительном лагере «Виктория»?
— За тридцать лет тушения пожаров в Одессе я очень многое видел, в том числе гибель людей. Конечно, детский лагерь «Виктория» — это трагический случай. Я бы, прежде всего, хотел выразить соболезнование семьям погибших. Мои впечатления следующие. Я, в частности, принимал участие в тушении пожара в Русском театре, в клинике Филатова, где пострадали люди. За последний случай мы даже получили заслуженные награды. Однако, чтобы здание выгорело вплоть до фундамента, такого в Одессе еще никогда не было.
Мое субъективное мнение основывается на тех знаниях, которые мы получали в училище, в институте. Пожары имеют разные формы развития – круговую, прямоугольную и так далее. Но никогда пожар не распространяется сверху вниз. Если бы он начался на втором этаже, то выгорел бы весь второй этаж, а первый можно было бы спасти. По характеру возгоранию и самого пожара видно, что он мгновенно распространился по всему зданию. Поэтому тут все может быть.
— Сейчас некоторое люди склоняются к тому, что не совсем качественно была проведена противопожарная пропитка дерева. Насколько сильно она влияет на скорость распространения пожара?
— Отсутствие или недостаточная обработка дерева противопожарными средствами, естественно, сопутствует более быстрому распространению огня. С другой стороны, пожар до таких размеров в «Виктории» мог развиться если бы там никого не было и его бы заметили, когда уже появилась большая площадь возгорания. А в детском лагере «Виктория» были дети, персонал, они должны были заметить его в начальной стадии. К тому же пожарная машина, и не одна, приехала через четыре минуты после вызова. В трагедии «Виктории» есть много вопросов, требующих изучения целой группой экспертов. К этим вопросам относится и тот, который я уже произнес: каким образом пламя «попало» на первый этаж вопреки законам его распространения?
Предварительно о какой-либо причине нельзя говорить. Рассматриваться должны все версии – от поджога, человеческого фактора и до нарушения строительных норм. Но это разберется следствие, есть проектная документация и строительные нормы, выполнение которых надо проверить, а также обязательно будут проведены лабораторные исследования остатков санатория.
Например, исходя из анализа тех гвоздей, которые были в здании, можно вычислить время, в течение которого гвозди из разных частей спального корпуса подвергались воздействию огня. Если время одинаковое, то следствие сделает соответствующие выводы. Я не могу достоверно сказать, что это был поджог. Хотя такие версии эксперты и следствие должны рассматривать. В том числе необходимо проверить версию пожара из-за электропроводки и даже курения в комнате. Ведь дети сообщали о том, что в душе бьет током. Впрочем пожара подобного масштаба от электропроводки не могло быть, тем более с переходом со второго этажа на первый. Всегда, когда мы тушили, выгорала комната или целая квартира, но паркетный пол из дерева оставался целым. А вот если снизу горит квартира, тогда он сгорает.
Можно лишь предполагать о том, что источник пожара был и на первом этаже. Данный факт, еще раз подчеркиваю, установить или опровергнуть может только следствие с помощью экспертиз.
— Одесситы до сих пор не могут понять, почему все спаслись, кроме погибших трех девочек? Какие могут быть объяснения произошедшему?
В начальной стадии пожара очень часто пока нет огня, происходит возрастание температуры. Тем временем уже выделяется колоссальное количество продуктов горения с едкими веществами. Дети, скорее всего, были ближе всего к очагу пожара и во сне задохнулись от дыма.
— Какие обязанности должен был выполнять директор «Виктории» для поддержания пожарной безопасности?
Руководитель организации отвечает за противопожарное состояние своего объекта как перед своими сотрудниками и посетителями, так и перед государством. Он обязан выполнять все требования пожарной безопасности, начиная от инструктажа, мониторинга состояния огнетушителя, водопровода, подъездов для пожарных машин и т.д. Там целый комплекс мероприятий, которые должны быть. Вплоть до того, что двери эвакуационного выхода должны открываться по выходу из здания, а не во внутрь.
— В соцсетях после пожара в «Виктории» очень часто можно встретить мнение, что из-за моратория на проверки субъектов хозяйствования пожарной инспекцией, большинство современных высоток намного опаснее, чем деревянные корпусы детского лагеря. Ведь если в одной из них произойдет масштабный пожар, то жертв может быть намного больше.
— Согласен на все 100%. Сплошь и рядом не работает пожарная сигнализация, водоемы на объектах пустые, отсутствуют подъезды для пожарных машин во внутриквартальное пространство. По моим данным, одна треть пожарных гидрантов, которые обслуживает «Инфоксводоканал», не пригодны к использованию.
Высотные здания свыше 10-и этажей должны иметь: систему дымоудаления, подпор воздуха в шахтах лифта, свободные выходы и пожарные лестницы, рабочие насосы-повысители давления в пожарном водопроводе. Все это сегодня находится в плачевном состоянии.