Тридцать лет тому назад, 11-го сентября 1987 года, ушел из жизни большой Артист Михаил Водяной. Король оперетты внес огромную лепту в заслуженную славу Одессы. Увы, в городе нет ни одного памятника Михаилу Григорьевичу. Ни одна улица так и не удостоилась чести носить его имя.
Театр помнит, театр чтит
В понедельник, 11-го сентября сотрудники Одесского академического театра музыкальной комедии, носящим имя Михаила Водяного, ранним утром собрались у его могилы на Втором христианском кладбище, чтобы возложить цветы на могилу короля оперетты, который первым в СССР среди артистов этого жанра был удостоен звания народного.
Театр помнит, театр чтит своего артиста, ставшего эпохой… Одесская музкомедия, или Театр оперетты, как по старинке называют его одесситы, не только с честью носит его имя, но и каждый год в день рождения Михаила Водяного дарит одесситам особый подарок — спектакль «Бал в честь короля» (художественный руководитель постановки — народный артист Украины Эдуард Митницкий. Либретто написали Михаил Лич и Александр Заднепровский. Режиссеры постановки – Михаил Лич и Александр Балабан). Это ли не памятник Артисту?
В Одессе нет Музея Михаила Водяного? Не спешите с ответом. Такой музей есть! Загляните в фойе Одесского академического театра музыкальной комедии. Там трепетно хранятся портреты актера, многие из них малоизвестны, некоторые даже «малоузнаваемы», там же стоит его гримерный столик, часть его личной мебели, и даже стакан в подстаканнике, из которого он любил пить чай… А знаменитый костюм Попандопуло, в котором блистал Водяной!.. Один взгляд на китель и прочие «попандопуловские атрибуты» — и знаменитое «и почему я в тебя такой влюбленный» вместе с «Марусей и песочком» звучит внутри само собой. Отметим, кстати, что в Одесском историко-краеведческом музее на стенде у входа представлен костюм, в котором Михаил Водяной исполнял роль Мишки Япончика. Известный уже факт: готовясь к роли Мишки Япончика, Водяной обратился к родному брату налетчика, чтобы лучше вжиться в роль.
Рано, всего в 62, ушел из жизни Михаил Водяной. Он, столь заслуженно ставший всенародным любимцем, не смог пережить гнусную историю, когда его, что называется, облили грязью. Cилы и здоровье оказались на исходе, третий инфаркт стал последним: в сентябре 1987 года Одесса похоронила своего Артиста. Но вот ведь как порой получается: как рассказывали мне сотрудники театра, даже после смерти мастера у театральной кассы Одесской оперетты можно было услышать, как и при его жизни: «Дайте мне любой билет на любой спектакль с участием Водяного».
Терпеть не мог фальши
Помнится, общаясь с теми, кто знал артиста лично, кто работал с ним, на «Каким запомнился вам Михаил Григорьевич?», получала, прежде всего, четкий ответ: «Истинным одесситом». Это при том, что Михаил Водяной — уроженец Харькова, в Одессу попал, уже будучи артистом Львовской оперетты…
— Михаил Водяной всегда был чувствительным, тонко настроенным инструментом. Он терпеть не мог фальши на сцене, но никогда не позволял себе прикрикнуть на партнера, не опускался до грубости. И еще: он подключал душу к каждой роли, — так однажды отозвалась о Михаиле Водяном народная артистка Украины Наталья Завгородняя.
О простоте и доступности, доброте и интеллигентности Михаила Водяного рассказывали мне работавшие с Михаилом Водяным начальник машинно-декорационного цеха театра Петр Шевчук и начальник службы художественного света Михаил Каганович.
— Это настоящая актерская глыба! Как он относился к каждому выходу на сцену! Михаил Водяной ведь на каждый свой спектакль приходил за три часа. Выходил на сцену, осматривал зал: все ли в порядке. И только потом шел гримироваться. Мы объездили с ним весь Советский Союз. И всегда было так: если играет Водяной — на одного свободного места не останется. И при этом, как вспоминала его супруга, он часто спрашивал ее: «Я и в самом деле талантлив?», — вспоминает Петр Шевчук.
— Столько рассказано о Водяном, что, пожалуй, не осталось уже такой ниши, чтобы ее заполнить. Он очень серьезно относился к своему делу. При этом скромен был очень, прост в общении — и это при том, что имел звание народного, — вспоминал Михаил Каганович.
И Михаил Каганович, и Петр Шевчук вспомнили и об огромных очередях на спектакли с участием Михаила Водяного. Очереди растягивались за несколько кварталов.
«Та история»
И еще… Все, кто его знал, кто работал с ним, с болью вспоминают о той самой истории, которая укоротила жизнь артисту. Что ж, так уж повелось: большой талант рождает не только восторг, но и огромную зависть. И «должна» быть такая ложь изощренно гнусной, чтобы в нее поверило как можно большее количество людей. А дальше — тоже «по классическому сценарию» тех времен: партийные собрания, где «разбирался вопрос», гнусные письма, травля. «Та история» лишила нас услышать голос артиста в записи. Записанные на пленку спектакли с участием Михаила Водяного по «приказу сверху» были размагничены…
…В дни памяти Артиста на сцене Музкомедии идет спектакль «Бал в честь Короля», ставший памятником Мастеру, которого любят и помнят. И каждый раз, без единого исключения, когда идет этот спектакль, ожививший лучшие образы, созданные Водяным, в тот момент, когда звучит в записи «Свидание с Одессой» в исполнении самого Короля оперетты и опускаются портреты с изображением Водяного, зрители встают — все, до единого.
До слез…
МЫ ВСТРЕЧАЛИСЬ ВТРОЕМ — Михаил Пуговкин, Михаил Водяной и я. Я бредил одесским языком. Миша Водяной сказал мне: Валера, нацарапай нам с Мишей(Пуговкин) что-нибудь в етом роде. И тебе будет смешно, и нам работа. Я написал пьесу, но оба Миши ушли… Привез пьесу в его театр, но там меня вежливо «послали». Прощай, немытая Адесса, Карету мне… и в Питер я умчал…