В рамках эксклюзивного проекта «Кофе-брейк» газета «Одесская жизнь» открывает новую рубрику «Семейный портрет». Мы будем рассказывать о семьях одесситов, которые благодаря своему таланту и труду прославили не только свое имя, но и наш родной город. Лучше всего написание портретов получается у художников — потому открывает рубрику семья мастеров кисти. Знакомьтесь: члены Национального союза художников Украины Геннадий Гармидер и его супруга Светлана Крижевская.
Романтика юности
На вопрос, о том, сколько супруги вместе, Светлана Григорьевна с улыбкой отвечает: «Сто лет!». А на банальный вопрос о том, как они справляются с житейскими трудностями, она кладет свою голову на плечо мужа и, улыбаясь, говорит:
— Вот так!
Познакомились будущие супруги еще в студенческие годы, в Одесском художественном училище им. Грекова.
— Романы всех художников проходят на этюдах, — рассказывает Светлана Григорьевна. — Мы не ходим в кафе или в кино. Взяли этюдники — и пошли на природу работать. Танцы, кино, мороженое — это банально, а у нас все было невероятно романтично. У нас в училище была очень дружная и веселая группа — 30 мальчиков и три девочки. Мы много путешествовали на пленэры – и мерзли, и мокли, и на солнышке жарились, и форсировали реки в Карпатах… Живопись на пленэре пишется в любую погоду — у нас было много приключений.
Вот так совместные походы на этюды привели пару сначала в Киевский художественный институт (ныне — Национальная Академию искусств. — Ред.), а после — под венец.
Художник-хулиган
Художники очень ревниво относятся к своему творчеству. И всегда обращают внимание на талантливых собратьев. Геннадий Васильевич в Светлане Григорьевне вначале увидел талантливого живописца, а потом рассмотрел женщину. По мнению Крижевской — это высшая степень взаимоотношений, когда во главе стоит профессиональное отношение друг к другу.
— Геннадий был «шкодником». По характеру — он тихоня, но любил всевозможные розыгрыши, — вспоминает Светлана Григорьевна. — Ну вот, например, сидят ребята, рисуют, а он мог тихонько залезть под стол и связать им шнурочки на обуви, чтобы веселее было.
К слову, в мае 2017 года во Всемирном клубе одесситов проходила выставка Геннадия Гармидера под названием «Мастер хулиганит».
— Да, я хулиганю до сих пор, — улыбается Геннадий Васильевич. — Это хулиганство проявляется в профессии. Вот, например, у меня есть работа, на которой изображена девушка серебряного века. Она сидит за столом, свесив локти, а перед ней кружка с пивом и красный рак. Вот эта несовместимость и есть шутка, хулиганская выходка в живописи.
Основатель рода
Рассказывая о Гармидере и Крижевской, нельзя пройти мимо еще одной важной личности в этой семье — Григории Зиновьевиче Крижевском.
— После окончания Харьковского художественного института мой отец получил направление в Одессу. Его назначили директором Одесского художественного училища, – рассказывает Светлана Крижевская. — Он был самым успешным студентом за всю историю этого харьковского вуза. У них есть большая мемориальная доска, на которых высечены имена лучших студентов. Среди них — папино имя.
Отец работал дома. Большую часть комнаты занимали мольберт, картины, краски, кисти, а рядом стояла детская кроватка Светланы. Для маленькой девочки было чудом, когда на ее глазах рождалось произведение искусства.
— Отец никогда не вмешивался в мой выбор. И то, что я стала художником, как он, а не врачом, как мама, — это мой выбор, — подчеркивает Светлана Григорьевна.
Для нее было большим счастьем работать рядом с ним. С самого раннего детства отец воспитывал в Светлане наблюдательность и это очень пригодилось в будущей профессии.
— Вот, к примеру, идем мы как-то с папой по весенней тропинке, утопающей в зелени. И вдруг он у меня спрашивает: какого цвета дорожка? Я присматриваюсь и вижу, что она розовая! — вспоминает детство Крижевская.
На таких маленьких уроках отца формировалось художественное мировосприятие дочери. Когда же у Светланы и Геннадия появились свои дети, а потом — внуки, то навыки к наблюдению и художественному восприятию окружающего мира, чувству цвета и света передались и им.
Старшая дочь — Наталья Гармидер — тоже художница. Она участвовала в международных выставках. Ее работы есть галереях и музеях Харькова, Одессы, Дьера (Венгрия), Габрово (Болгария) и Базеля (Швейцария). Младшая дочь — Дарья Гармидер — рисовать начала очень рано и до сих пор иногда выходит на этюды, но художницей не стала. Ее привлекает литература и книги. Она — филолог, продавец в магазине украинской книги «Книгарня-кав’ярня» и главный эксперт проекта «Книгомания» газеты «Одесская жизнь».
Р.S. Подробное интервью с Геннадием Гармидером и Светланой Крижевской смотрите в разделе ВИДЕО в видеопроекте «Кофе-брейк» на портале «Одесская жизнь»: www.odessa-life.od.ua.